Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание специальной оценки условий труда в организациях
Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, выполняемых в определенном порядке:
- Установление экспертом наличия вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах.
- Проведение исследований (измерений) уровней выявленных факторов на рабочих местах.
- Если замеры не показали наличия негативных факторов производственной среды, то составляется декларация, подтверждающая соответствие условий труда нормативным требованиям.
- Оформление результатов в отчет о специальной оценке условий труда.
- Предоставление информации о результатах специальной оценки условий труда уполномоченным государственным органам.
Работа по специальной оценке условий труда заключается в исследовании следующих факторов на рабочих местах организации:
- химические факторы;
- физические факторы;
- биологические факторы;
- тяжесть и напряженность трудового процесса.
Содержание отчета по специальной оценке условий труда на рабочих местах предприятия
Итогом проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является отчет. Данный документ содержит следующую информацию:
- сведения об организации, где проводилась специальная оценка условий труда;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
- карты специальной оценки условий труда;
- протоколы исследований (испытаний) и измерений идентифицированных факторов;
- протоколы оценки эффективности СИЗ;
- сводная ведомость результатов проведенной специальной оценки сложившихся условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий труда;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Срок действия материалов по проведенной специальной оценке условий труда — 5 лет.
Значение специальной оценки условий труда
Выводы экспертов и результаты, полученные в ходе проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах необходимо учитывать в случаях:
- предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных за работу в условиях труда с вредными и (или) опасными факторами;
- осуществления мероприятий, направленных на устранение нарушений в действующих условиях труда и приведение их в соответствие с установленными требованиями;
- обеспечения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- проведения мониторинга состояния условий труда на рабочих местах;
- проведения медицинских осмотров всех видов;
- расследования несчастных случаев на производстве и д. р.
Важно, что действующее пенсионное законодательство содержит нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения для категории лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для страхователей, у которых имеются рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, установлены дополнительные тарифы страховых взносов. В то же время закон предусматривает освобождение от их уплаты в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Причем размер дополнительных страховых взносов напрямую зависит от класса условий труда. Так, при оптимальном и допустимом (1 и 2) классах – это 0 % дополнительного взноса, при вредном (3) – от 2 до 7 %, а при опасном (4) классе – 8 % страхового взноса.
Специальную оценку условий труда могут осуществлять только юридические лица, внесенные в реестр Министерства труда и социального развития Российской Федерации.