Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Василий Кулемин - курсант летной школы

Среди наглядных далей Тульской земли вырос он, участник Великой Отечественной войны, поэт Василий Лаврентьевич Кулемин. Я наткнулся на его фамилию тогда, когда занимался переводом документальной повести Александра Муравьева «Вдали от фронта», где автор подробно рассказывает об Ибресинской летной школе первоначального обучения, перебазированной из города Сталиногорска (теперь - Новомосковск).

«Не поступив в институт, - пишет журналист, - Вася устроился в городе на работу. Думал, что забудет родной дом, село. Да не забыть. И вызревает в парне решение вернуться туда, где он не только всего роднее, но и нужнее. Он так и сделал. Вернулся в родные «пенаты», стал работать на земле и тут началась Великая Отечественная война. Василий Кулемин встал в ряды защитников Родины. Светлый мир его души не погас под тучами пожарищ, пламя его сердца не пригасилось тяжкими испытаниями.

Деревенский парень стал курсантом Сталиногорской летной школы. Он с первым же эшелоном прибыл в лесной поселок Ибреси и жадно окунулся в учебу. Курсант видел, как взлетают в небо учебно-тренировочные самолеты и на него неоднократно обрушивалось острое желание: «Взлететь самому, очутиться в заоблачной выси и хоть раз почувствовать, как придавливает тебя скорость и как самолет рвется в беспредельную темную синь».

Ибресинская школа летчиков дала путевку в грозовое небо и Василию Кулемину. А воевал военный летчик на разных фронтах, дважды был ранен, на подступах к Берлину его самолет сбили вражеские зенитчики, но он остался жив. К концу войны на его груди сияли ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

Война накрыла тяжелой волной его поколение и уцелела от этих смельчаков, родившихся в двадцатых, малая часть. Остался жить и Василий Кулемин. Его имя теперь стоит в ряду тех, прошедших через войну и осознавших свою причастность к судьбе народа. В литературу он пришел с осознанным чувством Родины, с хорошей и тонкой лирикой, а также с горечью потерь, с серьезными, мужественными раздумьями. Он является автором таких поэтических книг, как «Севастополь», «От сердца к сердцу», «Русские вечера», «Ожидание», «Облака».

Василий Лаврентьевич принимал активное участие в литературном процессе и как журналист. Он работал заместителем главного редактора журнала «Смена», а затем эту же должность занимал в журнале «Москва». Умер поэт в 1962 году, а было ему тогда сорок лет с небольшим.

Литературные судьбы писателей и поэтов складываются по-разному. Конечно, в большинстве случаев к сорока годам они успевают уже сказать свое главное слово. «Кто знал Василия Кулемина в жизни, тот может подтвердить, что в свои сорок лет поэт только еще вступал в пору настоящей зрелости и что его поэтическое слово должно быть вот-вот сказано», - пишет о нем известный поэт-публицист Владимир Солоухин.

Нынче Василию Кулемину исполнилось бы 90 лет. Закончу эту грустную заметку четверостишием поэта, которое он обращал Алексею Кольцову, но которое прямо обращается к нему самому:

Он начинался от полей.

И русским полем продожался.

От русских звезд ему теплей.

Теплом России он держался.

В позапрошлом году я был в гостях у родственников, проживающих в Тульской области. В один из прекрасных дней мы съездили в город Новомосковск, где есть краеведческий музей, в котором хранятся документы, связанные с жизнью и деятельностью здешней летней школы. Среди экспонатов я обнаружил еженедельник военных времен, который исправно вел курсант Василий Кулемин. Именно его записями пользовался журналист Александр Муравьев (кстати, он тоже - курсант данной летной школы), когда готовил свою будущую книгу «Вдали от фронта». К сведению читателей: главы этой документальной повести в 80-ые годы прошлого столетия были напечатаны на страницах нашей районной газеты в переводе на чувашский язык.



За победу
16 января 2013
00:00
Поделиться