Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Высота педагога Яковлева

Беседовать с этим человеком очень приятно, такая встреча доставляет только радость.  Он более 40 лет трудился на ниве педагогики и  с ранних лет воспитывал детей быть честными, правдивыми, добрыми, принципиальными, стойкими, ну и, конечно, грамотными. При соответствующем подходе из любого факта с участием детей можно вывести педагогическую  идею», -  говорит ветеран педагогического труда Николай Егорович Яковлев, справляющий сегодня своё 80-летие.

Уроженец маленькой деревушки Отары Вурнарского района, выросший в лесном поселке Авруй того же района, навсегда обосновался в Ибресях. Его трудовая биография у нас началась с 1955 года. До этого он был сначала студентом  Канашского педучилища (1946-50 г. г.), затем -  Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева (1950-55 г. г.). Математик вел уроки  в старших классах Ибресинской средней школы №1 (1955-59 г. г.). Непродолжительное время работал в Ибресинской школе-интернате, вскоре его вновь перевели в Ибресинскую среднюю школу заведующим директора по учебной части. Затем -  Чернореченская восьмилетняя школа, где проработал завучем до 1970 года. В 1970 году директор средней школы, кандидат педагогических наук Ф. Г. Ильин вновь пригласил математика к себе. На протяжении 8 лет (1970-78 г. г.) Николай Егорович исполнял обязанности заместителя директора. В 1978-87 годы – заместитель директора школы-интерната.

1 января 1987 года Н. Е. Яковлев переступил порог Ибресинской средней школы №2 и занял кресло директора. После выхода на пенсию еще один год директорствовал, после передачи «эстафеты» новому руководителю, Денису Сергеевичу Елизарову,  занял пост рядового учителя. Все было в биографии предметника-математика: он со спокойной душой ушел на заслуженный отдых. «Всякий шаблон убивает радость», - так писал выдающийся сын чувашского народа,  всемирно известный академик, по профессии математик Геннадий Никандрович Волков. Действительно, требуется большая выдумка и изобретательность – в первую очередь от учителя, а потом  и от  самих детей: без этого нет и не может быть радости. Непрестанно чувствовать новое и стремиться к нему – в этом и состоит наслаждение жизнью, в этом -  радость жизни. «Я всегда старался избегать  шаблона, - говорит Николай Егорович. – Кажущиеся сухими и малоинтересными для детей темы могут стать материалом для содержательной работы:  математика отличается от других предметов тем, что  у нее нет готовой мысли, ей чуждо заимствование чужих мыслей. В этом смысле и понимается педагогика жизни...»

Работая с учащимися старших классов, учитель математики Н. Я. Егоров добивался того,  что на его уроках всегда царила тишина. Значит,  учащиеся постоянно находились в поиске правильного ответа, и педагог умело руководил детским коллективом. Он научил их мыслить и  ставит на первый план точный путь, который ведет к разгадке. Он видел, как радовались ребята, когда их поиске увенчались успехом. Такая радость и стала для него методом  педагогической работы, в ней отсутствовали принципы шаблона и формализма. Значит, учитель помогал детям находить  и понимать идейно-нравственный смысл их увлечений.  Отсюда для него вытекали такие требования, что их решение вызывало у ученика сознание силы,  радость успеха,  и им покорялись трудные задачи. Верно подмечает Николай Егорович,  что детские способности по своей природе склонны к приятному, шутливому и игривому. Он первым в нашем районе на уроках математики использовал настольную игру в домино,  от которой даже умственно отсталые школьники получали немало душевной радости. Данная методика педагога была одобрена Министерством образования Чувашской Республики и рекомендована для  включения в школьную программу по преподаванию математики. В свое время об этом писали не только республиканские издания.

В процессе воспитания Николай Егорович часто прибегал к трудам академика Геннадия Волкова,  ибо в них он видел «зерно» народной педагогики, масштабы изобретательности, новые формы и  методы преподавания математики. Среди его  бывших учеников много студентов-математиков, которые гораздо удачнее, чем студенты-филологи могут анализировать фольклорные материалы.

Николай Егорович всегда с теплотой вспоминает выпуск 1994 года, когда все 19 парней и девушек стали студентами высших учебных заведений, большинство из них выбрали математику своей профессией.

Живет в райцентре чета Яковлевых. Подстать супругу и Антонина Александровна – ветеран педагогического труда. Оба – отличники народного образования. Недавно справили изумрудную свадьбу. Дети (а их двое, дочь  Ирина имеет два высших образования) семейные. У Яковлевых четверо внуков, трое  правнуков. Все внуки имеют высшее образование.

Антонина Александровна с детства пишет стихи, выступала с ними перед учащимися и родителями. Есть у нее строчки,  посвященные юбилею любимого супруга. Я попросил ее прочитать, но скромная поэтесса, ссылаясь на то, что они пока не дошли до кондиции спрятала свои стихи в ящик стола. Перед Николаем Егоровичем не стоял вопрос: «С  кого делать жизнь?» Ответ на этот вопрос он находил в каждодневном труде своих родителей. Отец, Егор Яковлевич, и мать, Татьяна Никифоровна, были для мальчика «лучом света в темном царстве». Они трудились в поте лица от восхода до заката,  уставая и зная цену трудовой копейке. Любовь к труду передалась и сыну. Престарелые родители наставили его на правильный путь. «Я в огромном долгу перед ними, - откровенничает Николай Егорович. -  В том, что сын выбрал путь педагога -  огромная заслуга отца и матери.  Недаром говорят мудрые старцы: «Кто отца-мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет». Я прожил свою жизнь так, что мне не обидно смотреть в глаза близким людям...»

В их двухкомнатной квартире всегда звучит музыка, успокаивающая душу. Яковлевы (кстати, они оба – инвалиды, еле-еле передвигаются) по вечерам выходят на улицу и долго-долго стоят, любуясь звездным миром. Все сложности жизни у них позади. А может быть впереди? Порою эти сложности кажутся просто непреодолимы. Но сердца, бьющиеся в унисон, им  подсказывают, что нужно оставаться такими же твердыми и  несгибаемыми несмотря ни на что, ни на кого.

 



05 мая 2011
00:00
Поделиться
;