2010 – Год учителя На пути инновационных преобразований
В республике принята и действует долгосрочная программа «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года», на основе которой образовательные учреждения республики строят свои планы развития. Какого направления придерживается педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения «Ибресинская средняя общеобразовательная школа№1»? На какие приоритеты в обучении и воспитании учащихся обращается больше внимания? И вообще, что представляет собой современная школа? Подведет итоги прошедшего учебного года и ответит на вопросы нашего корреспондента директор МОУ «Ибресинская СОШ №1» РОМАНОВ В. Е.
- Программа развития Ибресинской средней общеобразовательной школы №1 направлена на модернизацию образования с учетом введения инновационных проектов, использования форм и методов преподавания, способствующих развитию творческой активности учащихся, воспитания нравственного поведения и культуры, создания в школе условий для формирования социально адаптированной личности и здорового образа жизни. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и на ее основе «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» МОУ «Ибресинская средняя общеобразовательная школа №1» является ресурсным центром, на базе которого реализуется программа сетевого взаимодействия по внедрению профильного обучения старшеклассников, включая 2 базовые школы, 5 средних и 4 основных общеобразовательных школы. На школьных автобусах в школу доставляют 58 старшеклассников.
При школе открыты профильные классы по 4 направлениям: физико-математическое, социально-экономическое, естественнонаучное, информационно-технологическое. Численность обучающихся в школе на сегодня составляет 956 человек в 40 класс-комплектах. А самое большее количество учащихся было зафиксировано в 1999-2000 учебном году – 1356. Профильное обучение ведется в 9-11 классах, что соответствует приоритетам современной концепции модернизации образования. Цель профильного обучения состоит в том, чтобы общее среднее образование приобрело для старшеклассников самостоятельную ценность и одновременно выполняло роль подготовительного этапа к продолжению обучения в вузах. Школа связана договорными отношениями с Чувашским государственным университетом им. И. Н. Ульянова, Волжским филиалом МАДИ, Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева, Чувашской сельхозакадемией. Ведется большая работа по углубленному преподаванию предметов профильного образования. Преподаватели этих вузов проводят в классах факультативные занятия, спецкурса по предметам.
В 2007 году при МОУ «Ибресинская СОШ №1» открыт межшкольный методический центр.
- Какова оснащенность школы информационно-коммуникативными технологиями?
- В школе 37 учебных кабинетов, из них 2 кабинета информатики. Компьютеризированы кабинеты физики, химии, географии, английского, немецкого, русского и чувашского языков, биологии, математики, музыки, 4 начальных класса, кабинет школьного психолога, библиотека, методический кабинет. К слову, наша школа в 2007 году в республиканском конкурсе стала «Лидером по внедрению компьютерных технологий», заняв достойное 1 место. Почти все учителя у нас владеют навыками работы на компьютере, 85 процентов педагогов активно используют информационно-коммуникативные технологии в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий.
- Школа за последние годы заметно преобразилась. Она стала более светлой, уютной внутри, привлекательной снаружи. Сколько труда вложено в это дело, столько же, наверное, и средств...
- Да, пришлось немало потрудиться. В школе из года в год проводился частичный или косметический ремонт. Но ей уже давно требовался серьезный и капитальный ремонт. И мы сделали это благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», по которому нам в 2008 году были выделены средства в сумме 3 млн. рублей. Они полностью были использованы на ремонт фасада школы, замену оконных блоков, ремонт актового зала, санитарных помещений.
В 2007 году денежные средства в сумме 1 млн. рублей, полученные по Гранту Президента РФ, пошли на оснащение учебных кабинетов современной мебелью, техническими средствами и методическими пособиями, компьютерами. На сегодняшний день в школе имеются 2 спортивных зала, оснащенные инвентарем, тренажерный зал, учебные мастерские, столовая на 100 мест, актовый зал. Им тоже удалось придать надлежащий вид благодаря нацпроекту.
- Владимир Евгеньевич, ваша школа всегда открыта для организации образовательных экспериментов. Как они влияют на учебный процесс?
- В июне прошлого года на базе нашей школы открылась экспериментальная площадка по внедрению образовательных программ «Образовательная инициатива», «Мое образование» по апробации технологий индивидуализации образования на период с 2009 по 2012 годы.
Реализация основополагающей концепции образования является важной составляющей успеха, базисом для планирования учебно-воспитательной работы в школе.
Педагогический коллектив школы способен осваивать высокотехнологические процессы обучения. Учителя профессионально сочетают традиционные и новые педагогические подходы, успешно участвуют в инновационных процессах.
МОУ «Ибресинская СОШ №1» добивается качественного выполнения учебных и воспитательных программ, обеспечивает устойчивые и положительные результаты в образовательном процессе, о чем свидетельствует динамика качества обучения и воспитания за последние три года. Ежегодно 65-79 процентов выпускников поступают учиться в высшие учебные заведения. Выпускники 9 и 11 классов получили хорошие знания по основным предметам школьной программы. Это подтвердили результаты государственной аттестации единого государственного экзамена (ЕГЭ). Например, в 2008-2009 учебном году средний бал по ЕГЭ по русскому языку составил по школе 61,84, по республике – 61,2, по математике – 52,29 (по школе), по республике – 51,83. В прошлом году с золотыми медалями школу закончили 5 учеников, с серебряными – 3. Из 112 выпускников поступили в вузы 65, в СПО - 37, что составляет 91 процент. Анализ данных по уровню учебных достижений позволяет говорить о том, что результаты достижений учащихся и школы остаются стабильными.
Администрация школы в своей деятельности уделяет особое внимание качеству преподавания, мониторингу учебного процесса, связи деятельности учителя с конечными результатами его труда. Связь эта выражается в качестве знаний учащихся, их культуре, эрудиции и воспитании, что часто отражается на результатах районных олимпиад.
Если за 2007-2008, 2008-2009 учебные годы наши ученики завоевали по 47 призовых места, в этом учебном году заняли 51 призовое место, из них 29 первых мест, 20 вторых мест, 2 третьих места. Итоги олимпиад показывают, что учителя ведут целенаправленную урочную и внеурочную деятельность учащихся, направленную на дальнейшее развитие их интересов и склонностей к творческой деятельности, и самостоятельное пополнение знаний изучаемых предметов, повышение интеллектуального потенциала школьников.
Также учащиеся добиваются высоких результатов на научно-практических конференциях, фестивалях. В истекшем учебном году в таких состязаниях принимали участие 40 учеников, из них 15 стали призерами, а первые места заняли 6 учеников. Учащиеся активно участвовали и занимали призовые места в районных этапах Всероссийских очно-заочных интеллектуальных игр-конкурсов «Русский медвежонок» (422 ученика), «Кенгуру» (170), «Золотое руно» (120), «Чувашская ласточка» (177), «Инфорзнайка» (110), «Британский бульдог» (172). На фестивале творчества «EXCELSIOR» два года подряд занимали третьи места.
В целях патриотического воспитания учащихся, их подготовки к служению Отечеству в 2009 году открыт кадетский класс имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева. В школе активно функционируют предметные кружки, факультативные занятия, элективные курсы, спортивные секции, которые охватывают 93% учащихся. В спортивных секциях занимаются 380 учащихся в спортзалах школы и в районном спортивно-оздоровительном комплексе «Патвар». Сборные команды школы по футболу, волейболу и баскетболу из года в год в районных соревнованиях и в республиканских чемпионатах занимают призовые места. Футболисты младшего звена в этом году стали чемпионами России в рамках программы «Мини-футбол в школу».