Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Вторая жизнь священника

Старинное село Хормалы когда-то входило в Цивильский уезд Казанской  губернии. Здесь находилась церковь, основанная еще в первой половине ХVIII века. В этом селе и родился будущий священнослужитель Илья (Илия) Измайлович Измайлов.

Его родители были простыми крестьянами. В семье было 5 детей. С малых лет Илия  приобщился к грамоте. Хорошо, что при церкви действовала церковно-приходская школа, он обучался в ней, а заодно и  пел в церковном хоре. Чуть повзрослев и набравшись  певческого опыта, сам стал руководить этим хором. Илия  вел здоровый образ жизни и состоял в обществе трезвости. Скоро мирную жизнь прервала первая мировая война. Молодого регента призвали в царскую армию (1916 г.) По окончании войны Илия Измайлов вернулся в родное село. Грамотного и способного разрешать любые вопросы односельчане избрали его председателем Волостного земельного комитета (1918 г.). С 1918 года по 1920 год он работал в Волостном исполкоме. В 1925 году Илия принимает сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). Епискор Герман (он уроженец села Тарханы Батыревского района) тогда находился в ссылке недалеко от Казани и  хиротония (посвящение в священники) состоялась там. Бывший тогда священник Хормалинской церкви Краснов, примкнувший к обновленческому движению (движение против православной церкви) был изгнан оттуда самим епископом Германом сразу же по прибытии в Чувашию из ссылки. Вместо него настоятелем начал работать Илия Измайлов.

Непростое было это время. Молодая Советская власть начала гонение против церкви и верующих, но отец Илия продолжал служить  непоколебимо и пошел  народ в церковь. Этот толчок был дан ему епископом Германом. Пустая церковь переполняется богомольцами. С раннего утра до позднего вечера толпится вокруг дома,  где живет отец Илия, народ. Среди простых людей – женщины и дети. Они приходят в глубокой тоске, не находя себе места, терзаясь бесчисленными житейскими вопросами. Отец Илия не спрашивал приходящего: «Как ты веруешь?», а спрашивал: «Чем ты страдаешь и как живешь?» Батюшка не знал грозного слова «карать», а знал только милостивое слово «прощать». К слабым и неокрепшим духом он проявлял еще большую ласку. Для него всякий пришедший был страждущий брат и  друг, искавший облегчения своего горя. Он никого не оставлял без теплого участия, понимал своим горячим сердцем, что каждому своя боль тяжела. Отец Илия обладал здравым смыслом и проницательным умом, что дало ему возможность развить в себе большой духовный опыт, без слов понимал чувства  обращавшихся к нему как к духовному отцу: он хорошо знал человеческие слабости, не укорял  грешника,  и старался незаметно доводить его до сознания вины и раскаяния. Одним словом, он овладевал душой любого человека работать в тяжелейших условиях, когда в обществе началось ограничение  церкви гражданской властью. Ох, как было нелегко! Так, в феврале 1930 года власти закрыли храм в селе Хормалы. Священник Илия Измайлов (он был еще секретарем церковного совета) написал заявление во Всероссийский Центральный исполнительный комитет и изложил неправильность закрытия церкви, при том, что 80% граждан прихода стоят за открытие. Представители Высшей Власти  с пониманием  отнеслись к просьбе священнослужителя: храм был вновь открыт и отец Илия продолжил богослужение.

25 марта 1932 священнослужитель был арестован и заключен в Цивильскую тюрьму. Его обвиняли по делу группы «Истинно-Православной церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафопусом (Етрухиным). Представители этого церковного течения не признавали митрополита Сергия как главу Русской Православной церкви. На допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. Отец Илия по данному делу был приговорен Особым Совещанием при  Коллегии ОГПУ по Нижегородскому краю по статье 58 пункта 10 к 3 годам ссылки в Казахстан и  был направлен по этапу в Западный Казахстан. Местом ссылки священника стал поселок Жилая Коса Гурьевской области. После отбытия срока наказания 24 марта 1935 года он вернулся в родное село.

Тогда храм в селе был закрыт и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об его открытии, продолжая совершать богослужение на дому! Так продолжалось вплоть до августа 1937 года. Начались массовые репрессии. 4 августа священник Илия был арестован и заключен в Алатырскую тюрьму. В этот же день в 13 часов дня начался первый и единственный допрос, на котором следователь спросил: «Расскажите, понятно ли вам зачитанное постановление о предъявлении вам обвинения и причину  не подписания данного постановления?» Ответ обвиняемого был краток и  четок: «Зачитанное постановление о предъявлении мне обвинения понятно, но от подписи мной этого постановления я отказываюсь в силу того, что виновным себя не признаю».

Допрос длился дольше 5 часов. Нашлись и лжесвидетели-колхозники, односельчане отца Илии. Один из них «преподнес» вот такие факты: «Поп Илия Измайлов повседневно занимается организацией церковного актива по открытию храма, хотя церковь не работает, Илия прямо на дому проводит крестины, отпевает, а также  постоянно ходит по дворам и равно и в соседние деревни...»

По показанию другого лжесвидетеля «Отец Илия является ярым контрреволюционером, проводит антисоветскую агитацию среди населения, распространяет клеветнические слухи о колхозах и Советах».

В предъявленных обвинениях отец Илия  виновным себя не признал. 8 сентября  1937  года (тогда ему исполнилось только 55 лет) тройка НКВД Чувашской Республики приговорила священника к расстрелу! 7 сентября было приведено в действие незаконное обвинительное заключение по п. 10 статьи 58.

Священник Илия Измайлов был погребен в безвестной общей могиле на территории тюремного двора. В ту ночь  было расстреляно всего 34 человека...

Отец Илия умер. Только телом, духом остался с нами, о чем свидетельствует живая память  и непрестанная молитва о нем. О благородном батюшке мы вновь ведем разговор в наши дни. Он возродился духовно и предстал перед нами в лике святых. Его подвиг запечатлен в памяти Божией и в сердцах людей. Не так давно была обнаружена его могила. Экспертизой установлено, что останки тела принадлежат именно отцу Илии. Об этом был показан сюжет по Центральному телевидению. Пока отец Илия не причислен благочестия к лику святых. Благодатная  история Хормалинского приходского совета нуждается в собирании свидетельств, описаний об этом праведном человеке. После выполнения этой святой задачи, мы, наконец, встанем на истинный путь, который для нас был проложен  Великим священномучеником Илией Измайловым.

Я очень благодарен за предоставленный мне материал о своем родственнике Геннадию Николаевичу Измайлову – жителю села Хормалы. Он является младшим сыном Николая Измайловича, брата отца Илии. Геннадий Николаевич долгие годы работал в Северо-Казахстанской области, был и строителем, и шофером. Вернувшись оттуда, обосновался в поселке Ибреси. Сейчас проживает в родном селе. Его радует то, что незаконно репрессированный И, И. Измайлов реабилитирован.

 



26 мая 2010
00:00
Поделиться