Единый тематический прием О ЖКХ, реформе, тарифах...
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) идеально решались в 60-90-е годы прошлого столетия. Запасами прочности тогдашнего коммунального хозяйства до сих пор и живем. Сейчас в этой отрасли тоже идет реформа, которая, на наш взгляд, зашла в тупик. В результате накапливаются серьезные вопросы, требующие неотложного решения. В первую очередь бросается в глаза гонка цен и тарифов. Каждый год с 1 января цены на услуги ЖКХ, электроэнергию, газ и тарифы поднимают на 20-25%. Весь этот рост цен ложится на плечи населения с мизерным доходом, малоимущие и молодые семьи. Таких семей в стране более 80% и они должны содержать семью, рожать и растить детей, одеваться и платить за услуги ЖКХ почти половину, а то и большую часть из своего дохода. Это и понятно, потому что частные компании главной целью своей деятельности считают извлечение прибыли. И эту прибыль, о размерах которой мы ничего не знаем, они также «забивают» в тарифы. И повышать будут до тех пор, пока люди будут молча платить.
Можно, конечно, подсчитать себестоимость этих услуг, но кто и как будет считать. По мнению многих собственников жилья, надо настаивать всеми доступными способами на принятии нового закона, по которому можно будет считать себестоимость. Конечно, ЖКХ изношено до предела. На него нужны средства? Нужны! Где их найти, ведь у него нет своих средств. Средства есть у государства – это валютный и резервный фонды. Они должны быть потрачены и на нужды, капитальный ремонт ЖКХ... Поскольку в ЖКХ сосредоточена треть основных фондов страны. Такой подход к решению этого вопроса был бы правильным.
Исходя из всего этого, надо приветствовать гуманный шаг Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Национальной библиотеки Чувашской Республики, которые решили организовать Единый тематический прием, посвященный проблеме регулирования правоотношений в сфере ЖКХ. Первая встреча состоялась 8 апреля во всех муниципальных районах и городских округах нашей республики. В этот день читальный зал центральной библиотеки Ибресинского городского поселения был заполнен до отказа. На встречу с гражданами – собственниками жилья - пришли управляющий делами администрации района В. А. Анисимов, помощник прокурора района Е. Е. Рябин, юрист МП «Ибресинская управляющая компания» Н. П. Атамова, заместитель главы Ибресинского городского поселения Н. В. Ермолаева, другие официальные лица.
С интересом была заслушана «лекция» помощника прокурора района Е. Е. Рябина о гражданско-правовых механизмах защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, порядка определения размеров платы за коммунальные услуги, особенностях защиты прав граждан в зависимости от способа управления многоквартирным домом и о многом другом. Юрист МП «Ибресинская управляющая компания» Н. П. Атамова остановилась на правилах предоставления коммунальных услуг и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ЖКХ.
На встрече много говорилось о безудержном росте оплаты за жилье и коммунальные услуги. Особенно тяжелое положение у пенсионеров, получающих минимальную пенсию несколько раз ниже пенсионеров развитых стран. Государственные чиновники при проталкивании Жилищного кодекса нам давали неверную информацию об уровне оплаты жилья и коммунальных услуг за рубежом.
Говорят, работники муниципального ЖКХ получают баснословные зарплаты. Естественно, это тоже ведет к росту тарифов. Обслуживать многоэтажное многоквартирное здание за свой счет – дело не из легких. Цена квартплаты должна быть указана в договоре. И если договор раз заключен, то ЖКХ не имеет права его изменять, то есть произвольно менять цену за квартплату в течение срока, указанного в договоре.
В адрес руководителей ЖКХ, прозвучала критика, что они мало встречаются с жильцами коммунальных домов, не отчитываются перед ними, занимаются только сбором поборов. Работы по ремонту делаются тяп-ляп, а деньги за обслуживание растут неимоверно.
Радует тот факт, что в дальнейшем прокуратура района будет контролировать деятельность работников данной сферы и требовать от них неукоснительного выполнения основных требований потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Был задан такой вопрос: «Кому подчиняется управляющая компания?» Жаль, на встрече мы не получили ответа. Президент Чувашии Николай Федоров в ходе расширенного заседания Правительства и совета глав муниципалитетов (оно состоялось в Шумерле 12 марта) буквально сказал следующее: «Управляющие компании – полностью в ответственности муниципалитетов. Кроме них некому контролировать, разрывать контракты. А контракты надо предусматривать. За работу управляющих компаний стопроцентную ответственность несут главы...»
Единый тематический прием, посвященный проблеме регулирования правоотношений в сфере ЖКХ это – надежный метод и объективный путь повышения уровня просвещенности собственников жилья о своих правах. Участники встречи тепло поблагодарили за предоставленную консультацию юристов, специалистов ЖКХ, активистов территориальных общественных самоуправлений. Жильцы хорошо отозвались о работе центра правовой помощи и просвещения населения, организованного при центральной библиотеке. (К сведению читателей: Ибресинский центр по итогам прошлого года удостоился Диплома первой степени, учрежденного Национальной библиотекой Чувашской Республики).
На этом автор хотел поставить точку и задумался: не рано ли?.. Предварительные объявления гласили о том, что на встречу с гражданами придут и начальник МП «Ибресинская управляющая компания» В. И. Пидуков и начальник ДЕЗ ЖКХ В. Г. Григорьев. Но названные лица не явились в центральную библиотеку. Оказывается, В. Г. Григорьев находится на лечении. А В. И. Пидуков?.. В адрес МП «Управляющая компания» было немало критики. Хорошо, присутствовавшая на встрече юрист данной компании Н. П. Атамова обещала донести до него людскую мольбу...