Твои люди, район. Творчеством душа согрета
Оригинал изображения |
«Что со мной происходит? Что это – внезапный приступ тоски по далекой молодости или первая печаль близкой старости неотвратимо заставляет меня оглянуться в прошлое? Почему человек в шестьдесят лет ищет в себе молодые чувства, обманываясь сладостной мыслью, будто молодость возвращается?» Мой собеседник приумолк на одно мгновение, видимо, сделал это для поиска нужных фраз, затем подошел к окну, откинул штору и замер: на улице шел чистый снег. Он и стал поводом для переключения темы нашей беседы в новое «русло». «Первый весенний месяц всегда вызывает особое состояние души, когда человек способен восхититься картиной природы, - сказал он, любуясь медленным вальсом пушистых снежинок. – Скоро их не будет. Влажный мартовский ветер быстро съедает снег. Уже оголились косогоры, над ними весь день стоит белый пар. Это еще не все. Скоро липа начинает посев. Сильные морозы, вьюжные ветры не смогли сорвать с ее веток семена. А при первом тепле липа сама сбрасывает их. Само дерево, сияющее, празднично счастливое, купается в солнечных лучах и не нарадуется весне... Вот почему у меня светлое настроение...»
Такое настроение и порождает сладостные мысли...
Монолог Валерия Сергеевича Карпова, вызванный особым поводом в его жизни – юбилеем, я бы отнес к идиллической тематике, ибо он пытается изобразить свою безмятежную жизнь на лоне природы. Это и понятно, потому что жизнь и природа в его творчестве занимают особое место.
Как определить меру жизненного успеха, которого достигает человек? Количеством наград? Вещей, им приобретенных? Заработком?.. Отнюдь, нет! Не претендуя на истину первой инстанции, все же скажу, что во многом мера жизненного успеха зависит от обстоятельств, которые могут быть самыми непредсказуемыми, а прежде всего от самого человека, у которого душа творчеством согрета.
- Мне кажется, если человек выбрал нелюбимую работу, он тяготится ею. А отсюда неудовлетворенность жизнью, - говорит педагог. – Свой жизненный путь я считаю счастливым, хотя были на нем и ухабы. Я любил и люблю свою работу.
Еще мальчиком Валерий научился играть на гармони. Замечательный голос был у его матери Марии Яковлевны. Она знала много песен, прибауток, причетов. Очень добрым и приветливым одухотворенным представлял мир, сотканный из маминых сказок и преданий, из ее протяжных, вводящих душу в трепет песен. Все это завораживало мальчика, будило в нем интерес к музыке, пению. Потому его путь к музыкальному искусству уже тогда был обозначен. После окончания средней школы Хомбусьбатыревский парень поступил на музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного пединститута имени И. Я. Яковлева.
Отсчет трудовой творческой деятельности Валерия Сергеевича начался с 1972 года. Вспоминая это, теперь уже далекое прошлое, он улыбается: «Я приехал на малую родину, имея едва ли не наполеоновские планы. Мне хотелось иметь серьезный репертуар классического направления и хор со сложным четырехголосным пением...
Своей цели он все же достиг. Детский хор под его руководством стал выступать довольно успешно. Конечно, чтобы научить детей сложному пению, ему пришлось приложить немало усилий. Огромным стимулом для этого явился все тот же творческий подъем, который музыкант испытывает и по сей день. «Дети более эмоциональны и непосредственны», - справедливо считает он. – Из них можно слепить все, что пожелаешь. Они могут душой воспринять то произведение, которое исполняют».
Автор этих строк не раз видел, как пели дети – подопечные учителя пения и музыки Чуваштимяшской средней, Хомбусьбатыревской основной общеобразовательной школ. Такие звонкие, чистые голоса, а в глазах – радостный блеск от тех чувств, которые переполняют их детские души. Честное слово, мне самому хотелось петь вместе с ними.
С первых годов своей работы Валерий Сергеевич стал делать успехи. Художественные коллективы (детские и учительские) занимали высокие места во многих районных и республиканских конкурсах, завоевывали дипломы.
Творческая деятельность Валерия Сергеевича поистине многогранна. Его недюжинная работоспособность и большой жизненный потенциал проявились во время работы директором Чуваш-Тимяшской средней и Хомбусь-Батыревской основной школ. И на этом поприще он вносил творческую струю в работу обоих коллективов. К нему часто приезжали коллеги за опытом. Еще при жизни лауреата Государственной премии СССР, композитора Филиппа Лукина школьный хор Чуваштимяшской средней школы был удостоен Почетной грамоты Правления хорового общества Чувашской Республики. А сколько было потом подобных грамот и дипломов! Все они бережно хранятся в домашнем архиве юбиляра.
В. С. Карпов в методике преподавания умело использовал программу Дмитрия Кбалевского. Вот почему его уроки проходили живо и интересно. Педагог владея искусством обращения к уму и сердцу каждого ученика. Его работа «Методы музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе» получала высокую оценку кафедры культуры Чувашского республиканского института образования. За высокие показатели в творческой и педагогической работе ему присвоено звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», он награжден знаком «Отличник народного просвещения РФ», медалью лауреата Всероссийского конкурса художественной самодеятельности. С 2001 года Валерий Сергеевич – педагог высшей квалификационной категории.
Свой юбилей он встречает в творческом подъеме. Около сорока лет им отдано педагогической деятельности. Много это или мало? Я думаю, для него вынужденное отлучение от любимой работы (и такое было) в целом не имеет особого значения. Валерию Сергеевичу чужда и муниципальная служба: ушел он с поста главы органа местного самоуправления по собственному желанию. Перевес оказался на стороне музыкального искусства. Музыка для него это – больше, чем музыка. А впереди у него много задумок и планов, содержательных репертуаров, в которых значительное место отводится и произведениям собственного сочинения. Валерий Сергеевич не только отличный руководитель, превосходный баянист и концертмейстер, но и способный композитор...
Юбиляр принимает поздравления от своих воспитанников, коллег, родственников, знакомых и незнакомых людей. Образно говоря, весь Ибресинский край является его аудиторией, а жители – поклонниками его неувядающего таланта.