Формула счастья
«Мне не шестьдесят. Мне два раза по тридцать! – С этих слов начал свой рассказ Николай Иванович Марушев. – Много это или мало? Мы еще в здравии, и мы еще нужны в жизни. У нас еще столько невыполненных дел. Но все-таки, может быть, и стоит на какой-то миг оглянуться на то, что сделано, чтобы сориентироваться и уверенней посмотреть вперед, на эту самую вершину, которая по мере приближения к ней старости поднимается все выше и выше».
Исходя из собственного опыта, знаю, что этот возраст не так уж страшен. Наше послевоенное поколение подводит в своей работе некую мысленную черту. Что поделаешь, время летит, и шестидесятилетняя веха жизни лишний раз говорит нам, что жили мы не напрасно, что это – не старость, а за юбилейным застольем «виновник» торжества подводит лишь итог пройденной жизни, как вечерний итог дневной работы...
«А помните ли вы, Николай Иванович, нашу первую встречу? Если забыли, то напомню. Дивное летнее утро. От прохладного легкого ветерка чуть колышется, переливаясь, широкая полоса ржи. Крупные колосья склонились под тяжестью зерна и жемчужных капель росы, свисающих с каждого стебелька. Стебли высокие, стройные, желтые и плотные, стоят среди полевых цветов, среди которых выделяются чарующие синие глаза васильков...»
«Я вспомнил, вспомнил, - тут же перебил меня Николай Иванович. – Эта встреча произошла на Климовском ржаном поле более 40 лет тому назад. Тогда меня, вчерашнего выпускника Новочурашевской средней школы, односельчане назначили бригадиром полеводческой бригады. Так началась моя беспокойная жизнь хлебороба и земледельца. С этого времени я навечно привязался к родной земле-матушке».
Конечно, за это время многое переменилось. Николай Марушев вглядывается в далекую свою юность. Ох, какая страсть бурлила тогда в его горячем сердце. Климовцы так полюбили молодого бригадира, что не хотели расставаться с ним (парень оставил свою работу сразу после того, как бывший бригадир Николай Павлов после выздоровления вновь возглавил бригаду).
Коля не сидел сложа руки. Участвовал в колхозном производстве: был и грузчиком (в первой половине шестидесятых годов колхоз вывозил из леса много стройматериалов), и плугарем. Работая вместе с дядей, заслуженным механизатором Чувашской Республики Анатолием Андрияновичем Марушевым, он душой и сердцем полюбил профессию механизатора. Потом, уже после службы в Советской Армии (ему выпала честь служить на Плисецком полигоне Архангельской области), он выучился и на тракториста, и на шофера. С мая 1970 года по настоящее время Николай Иванович живет в своей родной деревне. Его служебная лестница поднималась все выше и выше: первоклассный водитель, механизатор широкого профиля, автомеханик, без отрыва от сельскохозяйственного производства защитил диплом в Цивильском сельскохозяйственном техникуме. Еще до окончания этого учебного заведения граждане Климовского сельского совета избрали его председателем исполкома (1984-88 г. г.). Затем он – инженер по технике безопасности, инженер-строитель колхоза «Красный фронтовик» (1988-95 г. г.). Был он главным инженером и председателем колхоза, из-за подорванного здоровья пришлось ему оставить главный пост. Будучи «местным архитектором, Николай Иванович организовал в хозяйстве две строительные бригады ( в селе Климово и деревне Тойси-Паразуси).
- Ежегодно вводили много объектов, - предается мой собеседник воспоминаниям. – Строили тогда хозяйственным способом. Нашими строителями возведены детские сады, зернохранилища, животноводческие помещения, молочный блок, здание Климовской средней школы, пруды, плотины...
При мне было начато строительство дороги Климово – Мерезень. Много работали по ускорению газификации населенных пунктов. Школой жизни для меня стала работа на разных должностях колхозного производства. Я здесь приобрел новые знания и опыт, умение организовывать большие дела. Действительно, мы решали важные задачи. Я с особой благодарностью отношусь к бывшим председателям родного колхоза, среди которых в первом ряду, на моей памяти, стоят Василий Родионов, Велит Керимов, Алексей Кузьмин. Спасибо им за все!
Навсегда запомнилось Николаю Марушеву 15 ноября 1971 года. В этот день он привел свою невесту, девушку из соседней деревни Альбину, в родной дом, и молодожены получили благословение его любимой матери, которую в селе с нежностью и почтением называли Анна аппа. Каким прекрасным семьянином оказался Николай Марушев. Сам он рос без отца и знает о безотцовщине не по книгам и кинофильмам. Мать дала ему правильное воспитание. Нет, Коля не обижался, когда сверстники и взрослые звали его «Анна Кули».
Николай Иванович и Альбина Геннадьевна (она – заслуженный работник торговли РФ и ЧР, всю жизнь проработала заведующей Климовским магазином продовольственных товаров) вырастили и воспитали пятерых прекрасных дочерей, из которых Марина (старшая), Анна (средняя) и Наташа (младшая) выбрали профессию медицинской сестры, Олеся и Лилия продолжают дело матери: первая заведует Климовским магазином, вторая – продавщица.
В спокойном ритме течет жизнь в хозяйстве Марушевых. У них – крепкое подворье. Держат всякую живность, выручает семью личное подсобное хозяйство.
В выходные дни дом наполняется детскими голосами. Смотрят и не насмотрятся бабушка и дедушка на своих внуков и внучек.
Нет, вы не подошли еще к черте старости. Николай Иванович, ваша жизнь только начинается. Жизнь во имя будущего, во имя ваших детей, внуков и правнуков. На вашем лице, над вздернутыми бровями нет еще резких морщин. Вы – самый счастливый человек на этом свете! «Да, я счастлив. Осуществлена моя мечта. Живу с одной единственной целью – творить больше добра для людей, и обязательно добьюсь этого, потому что рядом со мной находится тот человек, без которого не могу жить».
Как-то я наткнулся на высказывание Антона Павловича Чехова: «Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день». Эта фраза не подходит мне. Я не мыслю своего существования без ежедневной луны – Альбины». Кстати, в эти январские дни Альбина Геннадьевна также справляет свой день рождения. Да, повезло юбиляру с женой. «Встреча с любимой, как горячий чай на морозе», - вспомнил я чьи-то слова. А у нашего Николая Ивановича вся жизнь – «чай на морозе». Он никогда не искал формулы счастья, он ее вывел сам, опираясь на жизненную мудрость, крепкую, верную любовь, взаимопонимание.