Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Из блокнота журналиста. Встреча с интересным человеком

Родители Николая Ивановича Зикеева были лесорубами. Переселились они в Ибреси из Пензенской губернии. Отец Коли работал у французского лесопромышленника, который имел в Ибресях несколько складов. После Октябрьской революции, в тридцатые годы прошлого столетия семья перебралась в Москву. А родился Николай Зикеев в 1936 году. В молодые годы он участвовал в легкоатлетических  кроссах, имел по бегу спортивный разряд. До ухода на заслуженный отдых Николай Иванович верно служил Московскому художественному академическому театру имени Горького. Он был ... главным машинистом сцены этого прославленного театра. Сначала  был рабочим, монтировщиком декораций. Привел же его на сцену МХАТа случай. Как-то он, молодой шахтер комбината «Щекин-уголь» получил путевку в санаторий. Однажды на пляже разговорился с таким же, как он, пареньком. Тот подробно расспрашивал Николая о его работе, о жизни и неожиданно предложил:

-               Будешь в Москве, прошу, зайди ко мне на работу. Есть для тебя одно предложение, нам как раз такой, как ты, человек нужен...

-               Зайти нетрудно. Я сам москвич. Только адрес записать не на чем, - сказал Николай.

-               Записывать не надо. Спросить только Художественный театр.

-               Вы из Художественного театра? – удивился Зикеев. – Артист?!

-               Нет. Я из постановочной части! – ответил парень.

Разумеется, он дал слово, что приедет после санатория к родителям и непременно заглянет в Художественный театр.

Кто знает, как повернулась бы судьба Зикеева, не будь тогда рядом Федора Титова, паренька из постановочной части Художественного театра. Сразу же после санатория он приехал в Москву и встретился с тем пареньком. Оформили его рабочим сцены. Перешагнув в 1956 году порог театра, он  так влюбился в новое дело, что оно стало частицей его жизни. Здесь в театре он получил возможность совместить гуманитарные знания с техническими. Вместе с тем работа с механизмами требовала высокой технической подготовки. Ведь сцена – это большой цех. И чем глубже он вникал в свою работу, тем становилась она для него интереснее. Брал в театральной библиотеке книги по истории театра, зачитывался ими. Он, монтировщик декораций, участвовал в спектаклях, создавая настроение и зрителю, и актеру. В театре царила творческая атмосфера, все жили радостным чувством сопричастности к  общему делу.

Николай шел в театр как на праздник. Он любил свою работу, любил и запах свежей краски декораций, и полумрак зала, и веселый стук молотков...

Театр каждый день приносил что-то новое. Менялся спектакль, а с ним декорации, весь реквизит, свет и костюмы. За сравнительно короткое время Николай овладел несколькими профессиями. Знал столярное и плотницкое дело, мог работать маляром, электромонтером. Умел шить и штопать. Легко читал чертежи и рисовал сложные схемы.

Товарищи уважали его за трудолюбие, за то, что любую работу, выполнял с охотой. Надо остаться после смены – он первый. Надо довести картину до кондиции – работает, забыв об отдыхе, пока не выполнит все, как говорится, на совесть. Николая Зикеева стали постоянно включать в гастрольные поездки за рубеж.  Сколько их было? Он побывал на четырех континентах.

Николай Иванович Зикеев, когда работал главным машинистом сцены, стал любимцем всего театра. Пожимали ему руку прославленные мастера сцены, народные артисты СССР и России, лауреаты Ленинской и Государственной премий. Сцена МХАТа забита автоматическими устройствами, электроникой, новейшими средствами связи. Двусторонняя телефонная связь и световая сигнализация дают возможность оперативно руководить всеми службами постановочной части. Все это рассказывал мне Николай Иванович Зикеев, когда находился в гостях у своих близких родственников, проживающих в Ибресях. Глядя на этого полного бодрости и сил человека, трудно поверить, что ему уже за семьдесят. И ничего, что седа голова, что синь глаз уже не схожа  с синевой неба в августовский день, что разворот плеч не такой, как в шахтерскую пору. «Я горжусь тем, что работал в прославленном театре, и моя самая цветущая пора прошла именно здесь, - говорит ветеран. – Я служил делу, которое любил, ради которого жил и трудился. Я счастлив».

-               Как мы знаем, на сцене МХАТа работал наш земляк, народный артист СССР Николай Мордвинов. Не встречались ли вы с ним?

-               Как же! Я наслаждался голосом Мордвинова, таким неповторимым, прекрасным по тембру, - ответил Николай Иванович. – Его нельзя было спутать ни с чьим другим.

Несколько раз смотрел художественный фильм «Котовский», где в роли героя гражданской войны выступает Мордвинов. Великолепная игра! Но, признаюсь, я не знал до сих пор, что Мордвинов – ваш земляк.

Меня неоднократно приглашали и в  Большой театр, где я помогал им устанавливать декорации, разнообразные технические средства и управлять дистанционно с помощью сложнейших электронных приборов. На его сцене видел, как готовился к выходу в театральный мир всемирно известный бас Максим Дормидонтович Михайлов, как порхала лебедем прославленная Надежда Павлова. Изучая их биографии, узнал, что они родом из Чувашии. Маленькая Чувашия дала миру много великих людей. Как не гордиться этим!»

Николай Иванович тепло попрощался с малой родиной родителей и уехал в столицу, обещав, что снова приедет в березовый край, когда созреют ягоды.



21 октября 2009
00:00
Поделиться
;