Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Продолжение жизни

В картинной галерее Ибресинского этнографического музея открылась выставка картин Раисы Семеновны Прокопьевой-Костиной, приуроченная к 80-летию со дня ее рождения. Она – наша землячка, родилась и выросла в селе Ибреси. Здесь окончила среднюю школу и поступила в Чебоксарское художественное училище, где работали признанные мастера изобразительного искусства Моисей Спиридонович Спиридонов, Никита Кузьмич Сверчков и др.

Прилежно училась девушка. Иногда желание  во чтобы то ни стало блеснуть оригинальностью приводило ее к безвкусице и дилетантизму. Но преподаватели по возможности не мешали робкой девушке путаться в поисках тропинок. Всегда ровный, спокойно-вежливый, никого ничем не выделяя, Моисей Спиридонович оставался на «своей высоте». Он излагал свои мысли просто, доходчиво. Он находил время интересоваться и ее первыми работами. Рая Прокопьева занятия посещала усердно. Чтобы не ходить в белых воронах, чтобы доказать, что  «не лыком шита», юная землячка в своих работах использовала не только обычные краски, но и весь  набор так называемых новых живописных материалов от и до. Много занималась рисованием с натуры. И тут же все сделанное с ожесточением уничтожала. «Не понимала я тогда, что это «резались зубки» у меня, что во мне наконец-то пробуждался художник, - читаем мы воспоминания Раисы Семеновны. – Что начиналось самое трудное и самое радостное – формирование вкуса. Не понимала и того, что сделанное мною тогда останется со мной, во мне на всю жизнь.

Кое-что из этих рисунков представлено и на этой выставке. Особенно радует то, что молодая художница тогда же искала свой колорит. Студентам из провинции приходилось и голодать. Хорошо, что  Раиса Прокопьева иногда занималась в музее развеской картин, за что полагался дополнительный  паек, крохотный, но с куском хлеба. Тогда это означало возможность выжить. Работа по развеске картин оказалось очень интересной. Прежде чем та или иная картина  находила свое место на стене, ее семь раз по семь примеривали: не мешает ли она соседям, хорошо ли освещена, не мешают ли ей соседи. Примерят, повесят, отойдут и посмотрят. Снова снимут и снова повесят, и снова повторится все сначала, но уже на другом стенде, пока не утвердится она на постоянном, единственно возможном для нее месте. Развешивать картины – это ведь тоже искусство.  

И вот остались позади годы учебы в художественном училище. Кто знает, как повернулась бы судьба Прокопьевой, не будь на ее пути театрального художника Николая Максимова,  который пригласил ее работать к себе - в Чувашский государственный академический  театр имени К. В. Иванова. Оформили театральным художником. Николай Максимов был  в театре личностью легендарной. Он обладал умом глубоким и острым. С ним советовался сам главный режиссер. О его профессиональной сметке шла  слава почти по всему театральному миру России. Он умел ладить  с людьми, а, более того, объединить их в дружный коллектив. Вот под началом какого человека  стала работать выпускница художественного училища. Надо сказать, что новая работа  с первых же дней понравилась ей. Здесь в театре она получала возможность совместить   гуманитарные знания с техническими. Здесь она  узнала, что сцена – это большой цех, насыщенный разнообразными техническими средствами. Художница на лету схватывала все. Что было  трудно запомнить, записывала в тетрадку. И чем глубже вникала она в свою работу, тем становилась она для нее интереснее. Брала в театральной библиотеке книги по истории театра, зачитывалась ими, и словно воочию возникал перед глазами исполинский Колизей, вмещающий сто тысяч зрителей. Оказывается, в конце ХVI века построена первая вращающаяся сцена, а вместо неподвижных декораций начинают пользоваться сменяющимися, рисованными. Зритель должен не только все видеть и слышать, но и легко, без малейшего напряжения воспринимать все, что дает сцена.

Раиса Прокопьева оформляла спектакли, создавая настроение и зрителю, и актеру. В театре царила атмосфера творчества, все жили радостным чувством причастности к общему делу.

Раиса Семеновна шла в театр, как на праздник. Она любила свою работу, любила и запах свежей краски декораций, и полумрак зала, и веселый стук молотков... В каждую  свободную минуту спешила на сцену. И стоя в боковой кулисе, с замиранием сердца смотрела, как раздвигался занавес.

Театр каждый день приносил что-то новое. Менялся спектакль, а с ним декорации, весь реквизит, свет и костюмы. Даже и долго идущие спектакли обретали иные  оттенки.

Артисты уважали Раису Прокопьеву за трудолюбие, за то, что любую  работу выполняла с охотой, причем наилучшим образом. Надо остаться после смены – она первая. Надо довести картину до кондиции – работает,  забыв об отдыхе, пока не выполнит все, как говорится, на совесть. Она жила сценой. Но однажды сменила работу театрального художника и стала по утрам ходить  во Дворец культуры Чебоксарского завода резинотехнических изделий. По сравнению с театром, здесь у нее было больше свободного времени, которое уходило на создание собственных картин. В те годы Раиса Семеновна занималась усердно и плодотворно. В ее рабочей мастерской становилось все теснее и теснее...

Вдруг художница оставила и эту работу и романтика позвала ее в город Надым,  где обосновались работники газовой отрасли. Живя в условиях крепких морозов, она увлеченно и радостно писала картину за картиной. С севера наша землячка привезла много произведений, в которых запечатлена  неповторимая краса здешней природы. На выставке, посвященной 80-летию ее рождения, представлены картины и из этой серии. «Писать картины стало моей потребностью», - говорила Раиса Семеновна, когда готовилась к первой своей профессиональной  выставке. Проходила она в Чебоксарах. Но при жизни на своей малой родине ее работы ни разу не выставлялись. Помню, как десять лет  тому назад старанием дочери Раисы Семеновны Любови Дмитриевны  в Ибресях была организована впервые выставка картин члена Союза художников Чувашии Р. Прокопьевой-Костиной. Но этого дня она  не дождалась. Тяжелая болезнь оказалась неизлечимой и Раиса Семеновна ушла из  жизни 26 января 1991 года, не достигнув и 63 лет.

Теперь художница вернулась в родные края навсегда. Ее картины будут храниться в запаске Ибресинской картинной галереи. Раиса Прокопьева-Костина будет  жить в картинах, которые написаны ею не только  палитрой сияющих и ярких красок, но и жаром своего горячего сердца.



08 октября 2008
00:00
Поделиться