Информационные технологии в преподавании
Накануне Дня учителя мы встретились с обладателем премии Президента Российской Федерации в области образования, руководителем районного методического объединения, учителем математики и информатики Ибресинской средней общеобразовательной школы №2 Лаврентьевой Татьяной Ивановной, чтобы на примере ее работы познакомиться с деятельностью современных педагогов, широко внедряющих в образовательный процесс информационные технологии.
- Скажите, над чем сейчас работает районное методическое объединение?
- РМО работает над проблемой «Современные технологии в обучении математике». Основными целями нашей работы являются: подготовка учителей математики к работе в период модернизации образования; обновление содержания образования за счет использования новых программ и учебно-методических комплектов, составленных с учетом государственного стандарта общего образования.
- Как вы относитесь к тому, что в последнее время компьютер стал неотъемлемой частью образовательного процесса?
- В настоящее время, мы, учителя математики, все чаще стараемся использовать компьютер на своих уроках. Овладение в школе информационными компьютерными технологиями во многом определяет будущую профессиональную подготовку нынешних учеников. А значит, перед учителем возникают новые проблемы, ему приходится осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения. Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требования к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Математика – это предмет в преподавании которого можно наиболее эффективно использовать возможности информационно-коммуникационных технологий.
- И как же вы используете возможности ИКТ на своих уроках?
- В 2006 году я принимала участие в районных и республиканских конкурсах «Лучший урок в использовании ИКТ» по теме «Операции над обратными тригонометрическими функциями». Мною отработана система подготовки таких уроков: просмотр электронных учебников, подготовка сценария урока, подготовка мультимедийной презентации. Стараюсь много внимания уделять инновационным технологиям, проектным методам обучения. В данное время использую материалы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) при объяснении нового материала, закреплении и совершенствовании знаний, при контроле знаний, во время самостоятельных и лабораторных работ. Теперь я сравниваю единую коллекцию ЦОР с виртуальной библиотекой, на полках которой лежат учебники, любимые журналы с раскрытыми страничками, копии видеозаписей. Здесь есть наборы текстовых заданий, с помощью которых ученики самостоятельно могут проверять свои знания.
- Расскажите об успехах ваших учеников.
- Мои ученики ежегодно участвуют во многих математических и информационных конкурсах и занимают призовые места в районе и республике. Например, в 2005 году Шукюрова Роксана заняла третье место в республиканском дистанционном турнире школьников «Найди ответ в www» и удостоилась медали и диплома Министерства образования и молодежной политики ЧР, а в 2008 году другая моя ученица Лаврентьева Людмила в этом же турнире заняла уже первое место и также удостоилась медали и диплома Министерства образования и молодежной политики. А я в свою очередь изо дня в день стараюсь формировать у учащихся навыки работы с поисковыми системами Интернет на уроках, формировать положительные мотивации к познанию нового с использованием информационных технологий, ресурсов глобальной информационной системы.
Ребятам третий год подряд участвуют в республиканской дистанционной олимпиаде по математике и показывают хорошие результаты. В 2006 году Лаврентьева Л. в конкурсе» Инфознайка» набрала 610 баллов из 620 возможных и заняла на подготовительном уровне второе место по республике, удостоилась Всероссийского диплома.
- А в каких конкурсах участвовали вы?
- В прошлом учебном году проводился мастер-класс. Цифровые образовательные ресурсы в практической работе педагога». Участникам предстояла работа с федеральными порталами в сети Интернет, общение с коллегами в форуме, работа над электронными презентациями, подготовка и загрузка с помощью online формы электронных архивов, заполнение online анкеты участника. Педагогов, участвовавших в этом форуме, было много. Из Чувашии участвовали только двое: я и учительница из г. Чебоксары. За активное участие в мастер-классе, Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании выразил мне благодарность.
В феврале этого года в Шумерле прошел XIX республиканский методический фестиваль «Уроки физики и математики в современной школе». В нем приняли участие более 100 учителей математики и физики из разных городов и районов Чувашской Республики, в том числе пятеро конкурсантов были из нашего района. По итогам конкурсных дней было определено 17 номинаций. Практически ни один участник не остался без награды, настолько высоким был уровень конкурсных уроков и мероприятий. На этом фестивале я удостоился диплома в номинации «Педагогическое мастерство». А в конкурсе педагогических проектов заняла второе место с проектом «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
А в июле этого года участвовала в республиканском конкурсе «Учитель года Чувашии-2008», который прошел в городе Чебоксары, в гимназии №5, где получила свидетельство.
- Есть ли у вас опубликованные работы, может быть собственным сайт в Интернете?
- В Центре инновационных технологий города Чебоксары вышло методическое пособие «Математика. Открытые уроки в 5-11 классах». В сборнике «Дифференцированное обучение физики и математики, который выпускает институт образования республики, опубликована статья «Активация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики». Недавно завершила создание личного сайта. С моим методическим портфалио вы можете познакомиться войдя в Интернет по адресу: http: // lavrentyeva. ibrshool2. edusaite. ru/