Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Жизнь требует добрых перемен

Национальный проект «Образование» - это новый взгляд на образование и общество, их отношения и взаимодействие. Роль проекта более значима для общества в целом, и, следо­вательно, не ограничивается сферой образования. Нацио­нальный проект в образовании реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддерж­ка лучших вузов, школ, учителей общеобразовательных уч­реждений и талантливой молодежи, информатизация школ, развитие материальной базы образовательных учреждений. По моему убеждению, в этом перечне на первое место по зна­чимости выходит определение лидеров образования - луч­ших общеобразовательных школ и учителей. Но главная за­дача - изменить сознание общества и освободиться от усто­явшихся представлений об устройстве нашего гражданского общества. Иными словами, реализуя проект, мы должны ме­няться сами, менять свои представления. Не секрет, огром­ное скопление проблем находится и на федеральном уровне, и без их решения невозможна успешная реализация проекта сфере образования

Мы хорошо помним, что всего два де­сятилетия назад главная задача средней школы состояла в том, чтобы дать каждо­му школьнику вне зависимости от его воз­можностей и склонностей общее среднее образование. При этом предполагалось, что свои склонности ученик сможет раз­вить на факультативных или внешкольных занятиях, в кружках, а в крайнем случае, самостоятельно. Образовательный про­цесс был единым, и это единство дости­галось централизованной подготовкой учителей, а также едиными для всей стра­ны требованиями к уровню общеобразо­вательной подготовки. Вот такой процесс обучения учащихся перестал устраивать общество. Потребовались перемены, чтобы результаты деятельности школ ус­траивали и учителей, и выпускников, и ро­дителей, и многих других, включая работ­ников вузов и будущих работодателей. В этом направлении нами делаются первые шаги. Новшеством является повсемест­ная профилизация старшей ступени шко­лы. Наверное, не все читатели районной газеты знают, что наша школа, начиная с 2002 года, является базовой. В республи­ке таких школ 24. Они организованы со­гласно президентской программе «Новая школа во исполнение проекта «Реформа системы образования», которая направ­лена на обеспечение доступности каче­ственного образования.

Наиболее распространенным вари­антом профилизации являются про­фильные классы с учебным планом по образцу примерного, рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Мы выбрали для себя естественно­научный профиль (химия, биология, география). Являясь ресурсным центром (туда входят Климовская, Новочурашев-ская, Айбечская СОШ, Тойсипаразусин-ская, Нововыслинская СОШ), наша школа имеет очень надежный тыл: так, климовские коллеги выбрали спортивно-оздоровительный профиль, у новочурашевцев - агротехнический профиль (биология, химия). Конечно, пока не все идет гладко, есть «острые углы» про­фильного обучения, но их можно устранить общими усилиями, если в коллективе есть единомышленники.

Новые перемены в обучении учащих­ся, конечно, наблюдались не сразу. Каж­дый педагог понимал, какие требования и обязанности предъявляет к ним новая организация учебного процесса - успех реализации концепции модернизации образования во многом зависит от пози­ции школьного учителя.

До создания базовой школы из наше­го образовательного учреждения мало было победителей районных предметных олимпиад. Так, в 2002 году мы стали при­зерами по 14 предметам, а в этом году мы завоевали 21 приз. Среди хозяев этих призов есть победители по биологии, математике, химии. Неплохо проявили они себя и на республиканских олимпиа­дах. Ученик четвертого класса Владимир Афанасьев вышел на четвертое место в республиканском конкурсе по интеллек­туальной игре.

Также из года в год растет число от­личников учебы. На сегодняшний день в школе обучаются 330 учащихся, из них более 30-ти успевают на «отлично». Ко­нечно, некоторые могут возразить мне, что автор этих строк в школьной отметке видит только оценку деятельности уча­щихся, ведь Для детей 1-5 классов самое важное - похвала, для подростков - одоб­рение сверстников, для старших школь­ников - самооценка. Не спорю, они пра­вы. В современной школе постоянно оце­ниваются лишь учебные достижения уче­ника, тогда как требуется максимальный учет всего позитивного в его развитии. Но не всегда это делает учитель, у которого в руках такое довольно острое оружие отметка. Пока, действительно, в этом пла­не множество недостатков. Отметка час­то становится средством принуждения и психического давления на ученика, сор­тируя школьников на «отличников», «хо­роших» и «плохих»... Но пока оценка учеб­ной работы учащихся с учетом его способ­ностей выражается именно в отметках. Может быть, в последующие годы в этом направлении будет введен новый меха­низм, формирующий чувство успеха?

Несомненно, базовая школа немыс­лима без необходимых учебных средств. В ноябре 2004 года Президент республи­ки Н. В. Федоров подарил нашей школе школьный автобус стоимостью 492 тыс. рублей. Чуть раньше из его рук мы полу­чили компьютеры, мультимедийный про­ектор, мини-АТС, видеокамеру, принтер, ксерокс, телевизор, сканер и много дру­гого оборудования на общую сумму 845 тыс. рублей.

У нас сложился дружный, целенаправ­ленный коллектив из 32 педагогов. 28 имеют высшее образование, у 17 учите­лей первая категория.

Радует и тот факт, что воспитанники нашей школы дружны со спортом. Они часто участвуют в районных, республикан­ских соревнованиях и возвращаются с дипломами и кубками победителей и с ценными призами. Не всякая школа мо­жет гордиться такими спортсменами, как мастера спорта международного класса Маргарита Назарова и Ирина Пудовкина, мастером спорта Галиной Анисимовой и др. Нашими силами за непродолжитель­ное время подготовлено 6 мастеров спорта. Школьный спортзал открыт не только для учащихся, охотно посещает его сельская молодежь.

Жизнь не раз доказала, современной школе нужно иметь не только учителей, но и воспитателей. И тогда существенно улучшится не только качество образова­ния, но и воспитания учащихся. Необхо­димы школе освобожденные воспитате­ли - каждый будет заниматься своим де­лом. Это не означает, что учитель отстра­няется от внеучебной деятельности школьника, а означает лишь то, что ему будет дана возможность быть для своего ученика учителем, а не мучителем



16 октября 2006
00:00
Поделиться