Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Дочь середняка

Тетя Анна – Анна Ефремовна- уроженка села Айбечи, ей 84 года. Очень любит она и поговорить, и пошутить. Как встретишься с ней, побеседуешь - тут же даже плохое на­строение меняется в лучшую сторону. Жи­вет она в данное время в Хом Яндобах, у близких родственников. Ее судьба доволь­но примечательна. И никак не может забыть она о некоторых ее моментах. Вот что рас­сказала она о своем жизненном пути.

Семья ее в деревне отличалась большим трудолюбием. Мать с от­цом с утра пораньше впрягались в работу и трудились допоздна аж до седьмого пота. В их хо­зяйстве было две лоша­ди, две коровы, свиньи и много другой живности.

«В начале тридцатых годов, когда в деревне организовали колхоз, отца моего назвали кула­ком, - вспоминает тетя Анна. - Добро, нажитое собственным потом, пол­ностью отобрали. Нас, отца, мать и   четвертых детей, выгнали из соб­ственного дома. Помню, как сегодня, нас вывели за руки из дома Гаврила Каюров и Тихон Сергеев. Дом наш продали одно­му человеку из Яльчикского района. Отправи­ли куда-то и амбар с ла­базом, а 2 коней и 2 ко­ров отвели в колхоз...

И стала «кулацкая семья» жить в маленькой, как баня, избушке стар­шего брата главы семьи. В те годы по жалобе акти­вистов новой жизни арес­товывали в деревне и не­которых середняков. Сре­ди них оказался и брат тети Анны. Якобы он что-то против закона молвил. Но доказательств его вины не было, и через 6 месяцев его освободили. Отца с матерью такая не­справедливость в жизни свела в могилу раньше времени.

«Наша семья вступила в колхоз 1939 году, - рассказывает «кулацкая дочь». - Тогда уже все одинаково жили, труди­лись изо всех сил. Так как я ростом была высокая, меня заставляли работать наравне с мужчинами. Трудодни оплачивались соломой, зерном. В такое трудное для всех время многие не смогли полу­чить образование. Я тоже всего лишь два класса окончила».

В 1941 году, когда на­чалась Великая Отече­ственная война, мужики в расцвете сил все ушли на фронт. И тетя Анна прово­дила своего любимого гро­мить врагов Родины. Жаль, не вернулся он с поля боя, погиб в одном из страшных сражений. Повязав­шая черный платок скор­би, тетя Анна больше не стала искать счастья. Она нашла утешение души в своих племянниках.

«Годы войны ни для кого не были легкими. В колхозе лили свой пот все от мала до велика. И ник­то тогда о наградах даже не думал», - говорит А. Ефремова. После вой­ны ей вручили медаль «За доблестный труд в Вели­кой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Молодой и одинокой женщине, хотя она всегда была с народом, при­шлось нелегко. Зимой ее направляли на рубку леса, а летом - на строитель­ство дорог. Чтоб построить свой собственный дом, она понемногу занима­лась торговлей. Не отры­ваясь от колхозных работ, находила время съез­дить за мануфактурой в Казань, продавала ситец и другую мелочь. Так она все же сумела построить свой собственный не­большой домик. Но в 1956 году ее посадили в Алатырскую тюрьму на 6 ме­сяцев, обвинив в спекуля­ции. Когда вернулась от­туда, она вновь начала работать в колхозе.

Достигнув пенсионно­го возраста, старушка дальнейшую свою жизнь решила связать с Хорма-линской церковью. Двад­цать лет она выполняла здесь разные работы: и в колокола била, и бла­гоустройством террито­рии занималась.

Тетя Анна и сейчас не сидит без дела: летом копошится в огороде, зи­мой прядет, носки-чулки вяжет, хлопочет по дому.

«Мои ровесники поти­хоньку уходят из жизни. Слава Богу, я еще непло­хо себя чувствую», - гово­рит тетя Анна. До сих пор она читает без очков. Особенно с удовольстви­ем перечитывает она письма-поздравления президентов России и Чувашской Республики.



07 октября 2006
00:00
Поделиться