Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Труд возвышает, а лень унижает

Если мы хотим из подрастающего поколе­ния сделать хороших людей, то необходимо его приучать к труду с малых лет. Труд - луч­ший, воспитатель. А научить любить труд надо в возрасте 11-15 лет. Это общий долг роди­телей и школы. Пусть наши дорогие крошки не боятся никакого труда, пусть научатся вы­полнять наши требования. Труд лишь зака­ляет молодого человека, трудолюбивый че­ловек не способен на подлость и зло. Неда­ром уж наш народ издревле почитал труд и считал его самой высшей силой. Труд же формирует характер ребенка, его нравствен­ные принципы, физические силы. Мало по­лучить умственное развитие. К «золотой» го­лове пусть прилагаются и золотые руки. Жа­леть детей и повторять «мал еще», «успеет» и т. д. не надо. Пусть девочка находится в труде рядом с мамой, а мальчик - с папой, пусть по мере сил выполняют маленькие по­ручения. Главное - тяга к труду, а навыки приобретут они потом.

Но вот именно в сред­нем возрасте (11-15 л.) и происходят в жизни ре­бенка большие измене­ния. В этот период отно­ситься к ним надо крайне внимательно. Пятикласс­ники, например, очень трудно привыкают к тому, что их теперь учит не один учитель, а сразу не­сколько. Они начинают сравнивать одного учите­ля с другим, к одному они потянутся, а другого могут и невзлюбить. И вот это чувство может перейти на предмет, который препо­дает нелюбимый, учи­тель. Поэтому учителям не стоило бы забывать о том, что это явление дос­таточно сильно влияет на успеваемость. В этот воз­растной период большую роль играет и человеч­ность учителя, его добро­та, умение любить оди­наково всех учеников. Он должен стать для детей настоящим авторитетом.

 Дети этого возраста - удивительные «изобре­татели», «философы», «герои». Они одержимы собственными светлыми мечтами, в которых видят свое будущее. Хотя еще и не окрепли физически, но чтоб показаться взрослы­ми, часто дети берутся за непосильный труд. Не надо отталкивать их от это­го, мол, ты еще маленький. Это может сломать их. А вот похвала окрыляет. Не торопитесь раскритиковать вещь, сделанную вашим ребенком самостоятель­но, своими руками. Ста­райтесь найти в своем ребенке ту самую «изюмин­ку», что необходимо раз­вить в нем дальше. А гру­бость родителей в этом деле даст только негатив­ный результат. Поведе­ние родителей навсегда останется в сознании ре­бенка, поэтому надо стре­миться к тому, чтоб показы­вать ребенку только доб­рый пример. Не зря стари­ки говорили: «Хороший пример лучше ста хоро­ших слов», «Поучения на­доедают, а пример учит». Правильное воспита­ние совершается не путем назидательных бесед, а умением вовремя похва­лить, поощрить, даже на­казать, умение правиль­но требовать, подходить к каждому индивидуаль­но. Насколько велико уважение к учителю, на­столько действенны ме­тоды его воспитания.

Очень большое зна­чение в воспитании под­растающего поколения имеет и привлечение к общественно-полезным делам. Выполняя полез­ную для окружающих ра­боту, ребенок получает удовольствие, работает он добросовестно, чтоб окружающие похвалили, да и отношение к обще­ственному имуществу у него будет уже береж­ное. К примеру, 5-9 клас­сы сами наводят чистоту и порядок в классных по­мещениях. Им очень по душе то, что доверяют (ведь дело-то ответ­ственное), они могут проявить себя.

Общественные дела -не только труд ради кол­лектива, но и труд вмес­те с коллективом. Вот и развивается у детей чув­ство коллективизма, ча­сто они ходят группами. В этот период мнение друзей порой ценится выше мнения родителей. У этого явления есть свои и положительные, и от­рицательные стороны. Именно поэтому родите­лям в этот период надо превратиться в хороших друзей своего ребенка, способных дать дель­ные советы в жизни. И надо сделать так, чтоб ребенок понял, почув­ствовал, что и его труд полезен обществу, чтоб он воочию убедился в этом сам. Вот тогда и ста­нет значимее воспита­тельная роль обще­ственно-полезного тру­да



13 мая 2006
00:00
Поделиться