Новейшая история сотовой связи в Ибресинском районе
Новейшая история сотовой связи в Ибресинском районе началась 18 декабря 2003 года с вводом первой в райне базовой станции СМАРТС «Шупашкар GSM» подробности. Конечно, утверждать, что до этого пользователей сотовой связи в Ибресинском районе не было совсем нельзя. Местами на возвышенных участках и в поселке и в других населенных пунктах района нащупывался сигнал базовых станций с соседних районов. Но именно с вводом первой базовой станции на территории района, произошел революционный переворот в сознании жителей района. Если в конце 2003 года увидеть на улицах поселка Ибреси человек с сотовым телефоном это была большая редкость, то на сегодняшний день это такое обыденное явление, как в дождь увидеть человека с зонтиком.
Но продолжим нашу «новейшую историю». К концу 2003 года, когда СМАРТС первым пришел в Ибресинский район, основными операторами сотовой связи в республике были СМАРТС и Билайн. Кстати последний сильно обгонял СМАРТС в абонентской базе и в качестве сервисов. Это и не удивительно ведь Билайн – федеральный оператор сотовой связи, и у него было больше финансовых возможностей на развитие сети и рекламу. Кстати реклама Билайна сыграла не последнюю роль в популярности этого оператора. И когда потенциальные абоненты сотовой связи спрашивали у более опытных коллег: «К какому оператору лучше подключиться?» Те не задумываясь отвечали Билайн. Но первым в Ибресинский район пришел не Билайн а СМАРТС. К тому времени у него был выгодный для малоговорящих абонентов тарифный план «Лидер», который по некоторым показателям был дешевле популярного Билайновского «Тайма». Единственным, пожалуй, его недостатком был срок действия карт оплаты.
Тут, пожалуй, стоит отметить, что запуск первой базовой станции в Ибресинском районе и последовавшее за этим обсуждение на форумах НА-СВЯЗИ.ru дало толчок появлению тематического форума Ибресинского района, На районном форуме уже обсуждаются не только проблемы сотовой связи в районе, но и все аспекты жизни района, включая выборы в органы представительной и исполнительной власти.
Итак, пол года в Ибресинском районе единственным оператором сотовой связи был СМАРТС «Шупашкар GSM». Это положение поменялось с вводом первой базовой станции Билайна в поселке Ибреси подробности. К тому времени уже большое количество жителей района вкусили прелести сотовой связи. На улицах все чаще можно было встретить людей «болтающих» по «сотовому». И количество абонентов сотовой связи росло в геометрической прогрессии. Этому способствовало то, что цены на сотовые телефоны падали и к концу 2004 года самый простенький телефон можно было купить чуть ли не за 1000 рублей.
Летом 2004 года стали нарастать слухи о запуске Мегафона в Чувашии. И вот 17 августа 2004 года состоялось торжественное открытие представительства компании «Мегафон» в Чувашии. И в этот же день в Ибресинском районе заработала базовая станция Мегафона подробности. Но вышла небольшая накладка. Сигнал Мегафона в районе присутствовал, но точек подключения не было. И не появилась она еще долго, аж до января 2005 года, что было весьма непонятно. Ведь не ездить же абонентам подключаться в Чебоксары. Но тут наверно сыграла свою роль политика компании Мегафон в отношении существующих и потенциальных дилеров.
Тут стоит несколько слов сказать о точках подключения в поселке Ибреси. Первая точка подключения и продаж сотовых телефонов открылась сразу после запуска СМАРТСа, т.е. в декабре 2003 года. Это была точка на базе ООО «Лидер», которая занималась уже несколько лет продажей компьютерной техники (в здании Дома быта). Затем в поселке появилась точка продаж и подключения в здании «Пельменной» Ибресинского райпо от Канашских дилеров Билайна (затем они переехали в здание магазина «Пульс» за железнодорожным переездом). Почти сразу после запуска базовой станции Билайна в ООО «Лидер» стали подключать и на Билайн. А вот с Мегафоном у них дела не заладились. И только с 12 января 2005 года они начали подключать на Мегафон (в качестве субдилеров). Т.е. почти пол года базовая станция Мегафона работала практически «впустую».
Продолжим о точках подключения. 28 декабря 2004 года «в игру» вступило Ибресинское райпо, открыв точку подключения к Мегафону (в качестве субдилеров), продаж сотовых телефонов и компьютерной техники. В данный момент в Ибресях работают три точки подключения. В здании Дома быта ООО «Лидер» - СМАРТС, Билайн, Мегафон. В здании магазина «Детский мир» Ибресинского райпо – Мегафон. В здании магазина Пульс – Билайн.
С 16 декабря 2004 года в республике начал работать еще один федеральный оператор сотовой связи – компания МТС. То ли из-за быстрого запуска (без построения развернутой сети), то ли из-за других причин, МТС не спешил завоевывать районы республики.
Шла постоянная борьба за абонентов между операторами, и вот Мегафон решил сделать «ход конем», представив 30 марта 2005 года тарифный план «Просто» подробности. Теперь можно было звонить на все сотовые по 50 копеек за минуту. Абонентская база Мегафона начала расти со страшной силой, существующая сеть перестала справляться с нарастающим потоком звонков, и в конце июля 2005 года компания закрыла подключения на данный тариф, изменив условия для существующих подключений, подняв цены с 50 копеек до 1 руб. 50 копеек за минуту звонков на все сотовые.
Осенью 2005 года МТС начал интервенцию в районы и 18 октября 2005 года была запущена первая базовая станция в Ибресинском установленная на телевышке подробности. Компания МТС решила удивить Ибресинцев: в течении недели они устроили две дискотеки с розыгрышами призов подробности здесь и здесь. Через месяц после запуска базовой станции ООО «Лидер» начал подключать к МТС.
Несколько слов о базовых станциях. Итак, до января 2005 года у трех операторов сотовой связи (САМРТС, Билайн, Мегафон) в Ибресинском районе работало по одной базовой станции. У СМАРТСА и Мегафона на телевышке у поселка Огонек (в пяти километрах от поселка Ибреси), у Билайна в центре поселка на вышке Волгателекома. Первым из трех операторов вторую базовую станцию (на Волгателекомоской вышке) запустил СМАРТС - 28 января 2005 года подробности. Сделано это было с целью улучшения покрытия по поселку Ибреси. Но у всех операторов связи оставались проблемы с покрытием северо-восточной (самой густонаселенной, кроме райцентра) части района. Хотя на картах покрытия у всех операторов эта зона была полностью закрашена, но на самом деле проблемы со связью были почти во всех населенных пунктах Климовской, Новочурашевской, Айбечской и Хормалинской сельских администраций. Свою лепту тут вносят рельеф местности и достаточное удаление от базовых станций. Эта проблема обсуждалась на форумах, писались письма операторам сотовой связи. Даже предлагалось операторам скооперироваться и поставить одну башню на всех. Первыми на эту проблему обратили внимание представители компании «Билайн». 06 августа 2005 года ими была запущена базовая станция возле села Новое Чурашево подробности. Это позволило Билайну полностью покрыть северо-восточную часть района. Но на этом компания Билайн не остановилась, и уже 31 августа была запущена третья базовая станция Билайна в поселке Буинск подробности. В настоящее время проблемы с покрытием остаются в Малокармалинском, Березовском, Бугуянском кустах.
Подведем итог по базовым станциям. Здесь явный фаворит Билайн с тремя базовыми станциями. Затем идет СМАРТС с двумя базовыми станциями, далее Мегафон с одной базовой станцией на телевышке и со второй незапущенной на здании Дома быта. И замыкает четверку МТС с одной базовой станцией на телевышке.
По дополнительным сервисам. В данный момент услугу GPRS (мобильный Интернет) в республике предоставляют три оператора: Билайн, Мегафон, СМАРТС. Все эти операторы уже начали предоставлять услугу EDGE. Это тот же самый GPRS, но скорость соединения в четыре раза быстрее. Пока эта услуга доступна в основном жителям нашей столицы. А GPRS в Ибресинском районе пока доступен у Билайна и Мегафона. Это особенно актуально для удаленных деревень, где нет возможности подключить проводной телефон, но есть потребности в Интернет. Так в рамках республиканской программы Липовской средней школе был предоставлен лимит для использования мобильного Интернет через компанию Билайн.
Ожидания. Что же мы ожидаем в дальнейшем от операторов сотовой связи? Во-первых это улучшение покрытия по району. Во-вторых дальнейшего развития тарифных планов. При этом понятно, что бесконечно понижать тарифы невозможно по нескольким причинам. Ведь оператору сотовой связи нужно все-таки получать прибыль, и он не может работать себе в убыток. Ну и конечно же резкое удешевление тарифов ведет к сильной загрузке сети и сказывается на качестве связи, когда до другого абонента не дозвонишься или дозвонившись с десятого раза не сможешь нормально поговорить. В-третьих, это удешевление стоимости дополнительных сервисов, как-то GPRS, EDGE.