Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Погиб в Бресте

Живет в Буинске очень дружная чета Михайловых, на первый взгляд ничем не отличающаяся от других. Аврам Лазаре­вич был в свое время врачом, а жена его, Марина Петровна, преподавала русский язык и литературу. Ей уже 72 года, а она все еще молодо выглядит и очень боль­шая охотница пообщаться. А речь ее, как и положено речи настоящего филолога, течет плавно, красиво, изобилуя яркими сравнениями, эпитетами, пословицами, поговорками... Она-то и поведала мне историю о погибшем в Бресте брате сво­его мужа. 

Перед началом войны в Брестскую крепость было направлено на службу много парней и из Чува­шии. Они служили в раз­ных частях 4-ой армии, дислоцировавшейся в Брестской крепости. Она была построена в первой половине 19-ого столетия, располагалась на четы­рех островах, занимала общую площадь 4 квад­ратных километра, явля­лась мощной оборони­тельной точкой России на западной границе. Но в 20 веке она несколько утра­тила свое прежнее значе­ние, так как противник, ис­пользуя более современ­ное оружие, мог легко уничтожить весь ее гарнизон. Тем не менее в кре­пости перед второй миро­вой находилось большое количество солдат 6-ой и 42-ой стрелковых диви­зий. И не потому, что этого требовала стратегическая необходимость, а потому, что здесь достаточно мно­го было жилых помеще­ний, казематов, складов. Расположились здесь пять стрелковых полков, одна пограничная застава, от­дельные подразделения.

Примерно две трети личного состава в мае-июне 1941 года находи­лось на учениях или стро­ительстве укреплений ок­рестностях Бреста. В кре­пости оставались в основ­ном бойцы хозяйственных подразделений: прибли­зительно 7-8 тысяч бойцов и командиров, а также бо­лее 300 семей команди­ров. В случае боевой тре­воги все они должны были покинуть крепость и уйти в закрепленные за ними специальные места. Но. когда тревога оказалась страшной правдой - на советскую землю упали первые фашистские бом­бы - смогла выйти из кре­пости только половина на­ходившихся в ней людей. Остальные же навеки ос­тались здесь, показав бес­примерный героизм... Це­лый месяц они сражались с захватчиками. О них не говорили по радио, не пи­сали в газетах, никто не доставлял им боеприпа­сов, продуктов, медика­ментов. Они были отреза­ны от всех. В те страшные дни начального периода Великой Отечественной страна и не знала, что Брестская крепость еще держится, что в ней сража­ются представители трид­цати национальностей.

... Долго считался без вести пропавшим сын Ла­заря Михайловича Михай­лова из деревни Андрюшево нашего района. Куда только не обращал­ся отец, чтоб получить хоть какую-нибудь весточку о сыне. Он не верил, что та­кой парень мог бесследно исчезнуть из жизни... Пар­нишка рос сильным духом человеком. Родился он в 1911 году. Отец был на гражданской войне, когда сыну пришла пора идти в школу. Сынишка так хотел учиться, но время застави­ло уйти из школы: не было ни книг, ни бумаги, ни ка­рандашей... Да и маме трудно одной управлять хозяйством... И только в 30-ые годы парень сумел осуществить свою мечту учиться, он поступил на рабфак, закончил учи­тельский институт и рабо­тал завучем в Новомурашевской школе. Отсюда и был призван в 1939 году в армию. Провожая его, отец сказал: «Александр! Будь лихим кавалеристом, отчаянным пехотинцем, не сдавайся врагу!»

Александр всегда по­мнил наказ отца. Ростом он был высокий, здоро­вый, такой чернявенький красавец. А характером спокойный и немногослов­ный, но очень решитель­ный. Таким он и запомнил­ся своим армейским дру­зьям, бок о бок с ним за­щищавшим Брестскую крепость.

«В армию с Александ­ром мы прибыли вместе, и нас зачислили в полко­вую школу 333 стрелково­го полка, которую окончи­ли осенью 1940 года. Его назначили помощником командира взвода проти­вохимической обороны, а позже он заведовал скла­дом химического имуще­ства...» - сообщает в пись­ме отцу своего друга Илья Алексеевич Алексеев, тоже чуваш. Вот и стало это письмо последней точ­кой над «и» для отца, ра­зыскивающего сына... Сын его погиб в Брестской кре­пости. А со временем Ро­дина увековечила на пли­тах мемориального комп­лекса «Брестская кре­пость-герой» имена вось­мисот пятидесяти погиб­ших и Брестской крепости настоящих своих сыновей и дочерей. Аврам Лазаре­вич со слезами на глазах вспоминает своего брата Александра, бережно хра­нит сохранившиеся доку­менты, фотографии. Они с супругой считают, что мо­лодое поколение просто обязано знать о том, какую строку в историю вписали их славные земляки...



13 апреля 2005
00:00
Поделиться