Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Награда нашла хозяина

Уходят год за годом от нас ветераны Великой Отечествен­ной войны. Михаил Федорович Федоров, житель с. Климове, тоже с некоторой грустью фи­лософствует по этому поводу спокойно и реалистично: «За­кон природы не переступишь, не обойдешь. И мы готовимся морально к этому моменту. Но пока бьются сердца наши, мы просто обязаны передать мо­лодому поколению свой жиз­ненный опыт, все то, что мо­жем, умеем, помним. Моло­дежь должна знать по именам героев войны, сохранивших и мир, и страну».

Прекрасная юность Михаила Федоровича про­шла в огне и дыму. По его словам, он практически сражался беспрерывно. Всегда оказывался на са­мых опасных участках. О, сколько ему пришлось столкнуться со старухой-смертью лицом к лицу! Хоть и был ранен пять раз, но ни разу не покидал поля боя, все перенес терпели­во, все запечатлел в сво­ей памяти. «Если б я был писателем, мои воспоми­нания составили бы не одну книгу», - говорит фронтовик, когда речь за­ходит о воспоминаниях.

Наши мечты и реаль­ность, к сожалению, со­впадают очень редко. И парнишка из Климова меч­тал совсем о другом: так хотелось ему оседлать «стального коня» на про­сторах полей родного кол­хоза. Именно поэтому после седьмого класса он поехал учиться на тракто­риста. Но только впрягся он в любимую работу, как прогремела весть на весь мир: Гитлер напал на Со­ветский Союз. Как только призвали его на службу, сразу же направили в Краснодар, в училище, где готовили пулеметчиков-минометчиков. Эвакуировали вскоре это училище в Ростовскую область. И тут недолго проучились. Об­становка становилась все опасней. Курсантов исполь­зовали на различных объектах обороны. Даже на уборке урожая в одном из совхозов Ростовской обла­сти... Затем - бессонные ночи и тревожные дни под Сталинградом. «На 35-ом разъезде начался настоя­щий ад, - вспоминает страшное время ветеран, - потому что этот разъезд был очень важным объек­том для обеих воюющих сторон. Отдадим - откроет­ся дорога для немцев. Идут страшные бои. Разъезд пе­реходит то в руки немцев, то в руки наших. И так не­сколько раз».

Никогда не забудет Фе­доров свой последний бой под Сталинградом. Наши поднялись и пошли в атаку. Немцы ведут беспрерыв­ный огонь, видимо, мечта­ют о близкой победе. В воз­духе, освещая всю окрест­ность, постоянно вспыхива­ют ракеты. Высадили де­сант, который окружил на­ших. В этот момент и рани­ло Михаила Федоровича. Осколки мин вонзились в руки и ноги. Нечем перевя­зать раны. В то время не гнушались и чернозема -прикладывали его к ране. Как ни странно, помогало. Все-таки вырвался Михаил Федорович вместе с това­рищами из окружения. Ра­неных тут же погрузили в машины и повезли в сторо­ну Сталинграда, поближе к самой Волге, чтоб отпра­вить пароходом в г. Вольск Саратовской области. Там и подлечился в госпитале парнишка из Чувашии.

Война для него этим не завершилась. Его ждал еще один город-герой, город на Неве, блокадный Ленинг­рад. В составе сформиро­вавшегося в Вольске ново­го полка он вскоре прибыл на Волховский фронт. Полк располагался в лесу, где ему и пришлось провести всю зиму. Когда объедини­лись два фронта (Волхов­ский и Ленинградский), на­чался такой артиллерийс­кий обстрел, что никогда в жизни невозможно забыть, как шло наступление под его гул. В этих краях наше­го земляка ранило трижды. Заживут раны - и снова в бой! После того, как была прервана блокада на Неве, завершил он войну на Бал­тике, участвовал в боях за Нарву, Талин, освобождая город за городом, село за селом.

Грудь  Михаила Федорова украсили разные награ­ды: орден Отечественной войны II степени, «За мужество», «За боевые зас­луги» и множество меда­лей.

Но по натуре Михаил Федоров человек очень скромный. Ни слова не сказал нам он о том, что очередная награда разыс­кала своего «хозяина» только через 61 год. Когда его вызвали в райвоенко­мат и рассказали об орде­не, то Михаил Федорович был просто поражен тем, что после шести десятков лет возможно такое. «Аж ноги подкосились от удив­ления», - говорит он.

На родину солдат вер­нулся в 1945 году. Жаль, не пришлось ему порабо­тать в родном колхозе именно трактористом. По­ставили его сначала бри­гадиром, позже 12 лет ру­ководил фермой. Даже когда вышел на заслужен­ный отдых, он опять не маялся без дела, тут же стал председателем рев-комиссии колхоза «Крас­ный фронтовик».

«Одни живем с супру­гой Софией Сидоровной. Первая-то супруга, с ко­торой мы семерых на ноги подняли, рано ушла от нас. Вот и свил я новое гнез­дышко с Софией. Хорошо живем, дружно. В деревне обосновался один из моих сыновей, Николай. Он приходит к нам, внуки ук­рашают нашу старость, поднимают нам настрое­ние», - поделился вете­ран.

Меня удивляет лишь одно во всей истории. Странно, что до сих пор инвалиду Великой Отече­ственной войны не прове­ли телефон. Не раз он обращался с этим вопро­сом и в линейно-техничес­кий цех, и в райадминистрацию. Был до сих пор один и тот же ответ: «Ско­ро поставим вам теле­фон». А нынче вдруг ска­зали: «В этом году телефо­на не ждите». А нужен ли он ему будет через год?

Грустными мыслями ветерана не хочет загру­жать себя ни одно ответ­ственное лицо...



18 сентября 2004
00:00
Поделиться