Ибресинский муниципальный округ Чувашской Республики

Программа «Капитальный ремонт жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

Утверждена

Решением Собрания депутатов

от   21.08.  2007г.  № 17/4

 

 

Муниципальная программа

«Капитальный ремонт жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики

 на 2008-2012 годы»

 

Паспорт программы

Наименование программы

- программа «Капитальный ремонта жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

 

Основание для разработки программы

 -Федеральный закон «О фонде содействия  реформированию  жилищно-коммунального хозяйства

      

Муниципальный заказчик    

- Администрация Ибресинского района Чувашской Республики

                    

Основной  разработчик  программы    

- Администрация Ибресинского района Чувашской Республики

                                                       

Цель программы                 

- создание  условий  для приведения жилищного фонда в соответствии с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные  и безопасные условия проживания

 

Задачи программы     

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах с большим износом,  капитальный ремонт с 2008 по 2012 годы включительно 57,4 тыс. кв. метров многоквартирных домов;

 

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы        

- капитальный ремонт в объеме 57,4 тыс. кв. метров жилищного фонда, в том числе:

в 2008 году – 13,4 тыс. кв. метров;

в 2009 году – 9,5 тыс. кв. метров;

в 2010 году – 7,7 тыс. кв. метров;

в 2011году – 16,0 тыс. кв. метров;

в 2012году – 10,8 тыс. кв. метров

 

Сроки реализации

программы

- 2008-2012 годы

 

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования программы – 172,2 млн. рублей, в том числе:

в 2008 году – 40,2 млн. рублей;

в 2009 году – 28,5 млн. рублей;

в 2010 году – 23,1 млн. рублей;

в 2011 году – 48,0 млн. рублей;

в 2012 году – 32,4 млн. рублей

из них:

средства федерального бюджета – 103,32 млн. рублей (60%), в том числе:

в 2008 году – 24,12 млн. рублей;

в 2009 году – 17,1 млн. рублей;

в 2010 году – 13,86 млн. рублей;

в 2011 году – 28,8 млн. рублей;

в 2012 году – 19,44 млн. рублей

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 34,44 млн. рублей (20%), в том числе:

в 2008 году – 8,04 млн. рублей;

в 2009 году – 5,7 млн. рублей;

в 2010 году – 4,62 млн. рублей;

в 2011 году – 9,6 млн. рублей;

в 2012 году – 6,48 млн. рублей

средства местных бюджетов -  25,84 млн. рублей (15%), в том числе:

в 2008 году – 6,03 млн. рублей;

в 2009 году – 4,28млн. рублей;

в 2010 году – 3,47 млн. рублей;

в 2011 году – 7,2 млн. рублей;

в 2012 году – 4,86 млн. рублей

средства населения – 8,6 млн. рублей (5%), в том числе:

в 2008 году – 2,01 млн. рублей;

в 2009 году – 1,42 млн. рублей;

в 2010 году – 1,15 млн. рублей;

в 2011 году – 2,4 млн. рублей;

в 2012 году – 1,62 млн. рублей

 

Ожидаемые              конечные

 результаты           реализации

 программы                         

- реализация программы обеспечит:

капитальный ремонт  57,4  тыс. кв. метров многокварти-рных домов и снижение уровня его износа;

повышение качества предоставляемых жилищных услуг и улучшение условий проживания граждан в отремонтированном жилищном фонде;

создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование программы;

повышение надежности работы внутридомовых систем предоставления коммунальных услуг;

создание благоприятных условий для снижения социальной напряженности среди населения;

приведение в соответствие сроков проведения капитального ремонта к нормативам;

преодоление прироста объемов непригодного (ветхого) для проживания жилья по сравнению с объемами проведенного капитального ремонта в жилищном фонде;

внедрение энергосберегающих технологий и приборов коммерческого учета и регулирования энергоресурсов в отремонтированном жилищном фонде    

 

Система организации контроля за исполнением  программы            

- контроль    за    реализацией    программы осуществляет Администрация Ибресинского района Чувашской Республики;

 

 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Программа капитального ремонта жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы разработана в целях активизации приведения жилых домов в состояние, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и обеспечивающее комфортные условия проживания.

Жилищный фонд Ибресинского района Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2007г. составляет  78,2 тыс.кв.м, из них государственный и муниципальный жилищный фонд –50,4 тыс.кв.м. Уровень благоустроенности жилищного фонда инженерной инфраструктурой по району составляет: водопроводом – 87 %, канализацией – 87 %, отоплением 90,2%, газом –91,0 %. 

Жилищная обеспеченность в Ибресинском районе, средний уровень которой составляет 20,5 кв.м. на человека, достигла удовлетворительного уровня с социально-экономической и санитарной точки зрения.  Однако, качество жилищного фонда, его состояние и технические показатели, особенно в сфере энергоэффективности, существенно отстают от аналогов в развитых зарубежных странах. Более половины многоквартирных домов требует капитального ремонта, решение этой задачи имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует программных решений на государственном уровне.

В соответствии с нормативами ежегодно должно ремонтироваться 4-5 % всего жилищного фонда. В настоящее время ремонтируется только 1,2% от общей площади жилищного фонда, т.е. интенсивно возрастает недоремонт жилищного фонда, который ускоряет его износ. Не производится комплексный капитальный ремонт домов. В районе 29% многоквартирных жилых домов, что составляет 45 ед., имеют износ от 31 до 65%, а 2,0% имеют износ от 66% и выше, т.е. находятся на грани аварийного состояния.  57,4 тыс.кв. м. (73,4%) всего жилищного фонда района возведены в 1946-1995 годы и требуют неотложного проведения капитального ремонта, что составляет 91 ед. (58,7%)  многоквартирных домов.

Многолетние отсрочки реализации рыночной реформы в жилищно-коммунальной сфере привели к тому, что жилищный фонд, испытывавший недостаток инвестиций на проведение капитального ремонта и недостаток финансирования текущего ремонта, находится в худшем состоянии, чем, если бы реформы начались одновременно с другими отраслями и были последовательно воплощены в жизнь.

Прирост объемов непригодного для проживания жилья происходит существенно более быстрыми темпами, чем объемы проведенного капитального ремонта в жилищном фонде, который пока не является ветхим или аварийным, но в скором времени станет таковым без должного ремонта и модернизации.

При разработке программы «Капитальный ремонт жилищного фонда» принимается положение об ответственности государства за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде,  признанном в настоящее время  подлежащим ремонту. Это положение оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в таких домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно выполнить капитальный ремонт дома. Кроме того, следует признать прямую ответственность государства за возникновение проблемы капитального ремонта жилья, поскольку до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.

Задача, связанная с решением проблемы капитального ремонта жилья, заключается в том, чтобы оценить масштаб такого жилья на конкретную дату, определить объем необходимых финансовых ресурсов, пути их привлечения, а также пути и размеры поддержки собственников жилья в реализации подпрограммы.

Включение в состав Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы программы «Капитальный ремонт жилищного фонда», связанной с государственной поддержкой собственников жилья в проведении капитального ремонта жилищного фонда, в увязке с требованиями  законов о формировании рынка доступного жилья позволит оказать значительный позитивный эффект на состояние жилищного фонда поселений, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие.

 

 

II. Цели, задачи и сроки реализации программы

 

Основной целью программы является создание условий для приведения многоквартирных домов в соответствие с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные условия проживания.

Основными задачами программы являются:

-  капитальный ремонт с 2008 по 2012 годы     включительно 57,4 тыс. кв.   метров площадей многоквартирных домов;

-   увеличение межремонтного  срока службы жилых домов и  его конструктивных элементов.

            Программа позволит снизить количество аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, снизить уровень потерь на внутридомовых системах тепло, -водо, -электро, -газоснабжения и будущие эксплуатационные затраты.

Сроки реализации программы - 2008-2012годы.

 

III. Система программных мероприятий

 

Система программных мероприятий включает в себя работу по четырем направлениям:

правовое и методологическое обеспечение программы;

финансовое обеспечение программы;

реформирование  жилищно-коммунального хозяйства.

3.1. Правовое и методологическое обеспечение программы

В настоящее время реализуются следующие республиканские целевые программы, призванные обеспечить граждан качественным жильем и качественными коммунальными услугами, увеличить благоустроенность жилищного фонда: Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. №101с двумя подпрограммами: «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006г. №196 и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 августа 2006г. №222, а также республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. №335.

Капитальный ремонт многоквартирных домов производится согласно жилищному законодательству.

3.2. Финансовое обеспечение программы

 Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2008-2012-х годах, формируется органам местного самоуправления в зависимости от объемов финансирования, предусмотренных бюджетами всех уровней, и согласовывается с администрацией Ибресинского района.

Финансовые средства для капитального ремонта многоквартирных домов формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, в том числе средств населения. Общий объем финансирования программы на период 2008-2012 годы составляет 172,2 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 103,32 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 34,44 млн. рублей, местных бюджетов – 25,84 млн. рублей и средств населения – 8,6 млн. рублей (приложение № 1). Программа может быть реализована при условии финансирования в полном объеме бюджетами всех уровней и собственниками-гражданами помещений ремонтируемых многоквартирных домов.

Финансовые средства из федерального бюджета будут предоставляться исходя из бюджетной обеспеченности и общей площади жилищного фонда Чувашской Республики.  Исходя из указанных параметров устанавливается доля софинансирования Чувашской Республикой и муниципальным образованием программы капитального ремонта, где доля федерального бюджета будет составлять 60%, республиканского бюджета Чувашской Республики –20% муниципального бюджета – 15%, населения – 5%.

3.3.    Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

Основным условием получения средств из федерального бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов является ускорение реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

-   увеличение доли частных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства до 80%;

-    доведение доли товариществ собственников жилья в управлении жилищным фондом до 30%;

-     прекращение перекрестного субсидирования;

-  принятие нормативно-правовых актов по оформлению земельных участков под многоквартирными домами.

 

IV. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения

 

Реализация программы осуществляется основным исполнителем ее мероприятий (приложение № 2). Условиями для участия в программе являются:

степень износа многоквартирных домов и нуждаемости в капитальном ремонте;

готовность собственников жилья эффективно управлять многоквартирным домом;

Государственный заказчик при оценке поступивших предложений для определения органов местного самоуправления, получающих поддержку федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках программы, использует оценочный (интегральный) критерий, полученный путем сложения значений следующих индикаторов:

индикатор состояния жилищного фонда;

индикатор деятельности коммерческих организаций коммунального комплекса;

индикатор деятельности управляющих организаций;

индикатор наличия нормативных правовых актов,  предусматривающих формирование благоприятных условий для формирования и деятельности товариществ собственников жилья;

индикатор кадастрового учета земельных участков, занятых под многоквартирными домами;

индикатор ликвидации перекрестного субсидирования на коммунальные услуги;

индикатор наличия нормативных правовых актов на прекращение предоставления дотаций организациям жилищно-коммунального комплекса;  

 

индикатор наличия графиков перехода на установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

 

Индикатор состояния многоквартирных домов определяется по формуле:

                                                                        Sкр

                                                        Ижф = ──────,=57,4/78,2=0,73

                                                                        Sобщ

 

где:

Ижф       - индикатор состояния многоквартирных домов;

Sкр    - общая площадь требующего капитального ремонта многоквартирных домов, кв. метров;

Sобщ    - общая площадь многоквартирных домов поселения, городского округа, кв. метров.

 

 

Индикатор наличия нормативного правового акта,  предусматривающего формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья не менее чем в 30 процентах многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования;  Наличие нормативного правового акта оценивается на один балл.

 

Индикатор наличия утвержденных органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение соответствующими земельными участками,  находящимся в муниципальной собственности, графиков проведения до 1 января 2011 года в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работ по формированию и государственному кадастровому учету земельных участков, занятых многоквартирными домами и расположенных на территории муниципального образования. Наличие графиков оценивается на один балл. 

 

Индикатор наличия утвержденного органом местного самоуправления тарифов на водоснабжение и водоотведение, соответственно графиков, предусматривающих переход не позднее 1 января 2010 года на установление указанных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей. Наличие утвержденных тарифов и графиков оценивается на один балл.

 

Индикатор наличия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года прекращение предоставления дотаций организациям жилищно-коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Наличие нормативных правовых актов оценивается на один балл.

 

Индикатор наличия утвержденного органом местного самоуправления графика, предусматривающего переход не позднее   1 января 2010 года на установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Наличие графика оценивается на один балл.     

Государственным заказчиком программы является Администрация Ибресинского района Чувашской Республики.

Государственный заказчик организует работу по реализации программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует формирование нормативной правовой базы, определяет принципы предоставления органу местного самоуправления финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, несет ответственность за их эффективное использование, определяет приоритеты в выполнении отдельных частей программы, составляет отчеты о реализации программы, осуществляет работы по защите государственных инвестиций в федеральных органах исполнительной власти.

Орган местного самоуправления разрабатывает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определяют очередность и сроки капитального ремонта жилищного фонда, организует работу по ремонту, разрабатывает ежегодный план по реализации и финансированию программы, составляет ежемесячный отчет о расходовании средств, консолидируемых на реализацию программы, и своевременно представляет его в Минстрой Чувашии. Контроль за ходом реализации программы осуществляет Администрация Ибресинского района.

 

V. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы

 

            Произведенный капитальный ремонт позволяет улучшить техническое состояние жилых домов, что приведет к сокращению будущих затрат на дальнейшее обслуживание и эксплуатацию, а также к решению важных социально-экономических задач:

- повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг; 

- экономия топливно-энергетических ресурсов и воды;

- создание нормальных условий проживания в квартирах верхних этажей домов с мягкими кровлями за счет сведения до минимума протечек в крышах домов, уменьшение непрестижности квартир верхних этажей домов;

- повышение чувства ответственности собственников помещений многоквартирных домов за бережное отношение к общему имуществу;

- снижение социальной напряженности.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений качества  жилья за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач (приложение № 3).

Оценка реализации программы производится в районе ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику-координатору до 1 апреля года, следующего за отчетным.

5.1. Оценка эффективности расходования бюджетных средств.

Эффективность расходования бюджетных средств будет определяться исходя из соответствия реализуемых в рамках программы проектов целям и задачам программы, на основе количественных и качественных индикаторов.

Критериями эффективности расходования бюджетных средств служат:

- объем жилищного фонда, на котором выполнен капитальный ремонт;

- доля реализованных (завершенных) проектов по капитальному ремонту;

-снижение размеров обязательных платежей собственников жилья на содержание и текущий ремонт в многоквартирных домах – участников реализованных проектов по капитальному ремонту.

5.2. Оценка социально-экономических последствий реализации программы.

Эффективное (заинтересованное) управление многоквартирным домом собственниками помещений и общим имуществом при государственной финансовой поддержке позволит решить следующие задачи:

- обеспечение надлежащего использования, содержания и ремонта        общего имущества дома;

- обеспечение сохранности общего имущества дома;

-создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан;

- ресурсосбережение;

-снижение размера обязательных платежей.

 

 

 

 

Приложение № 1

к муниципальной программе «капитальный ремонт

жилищного фонда Ибресинского района

Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

Объем
финансирования программы «Капитальный ремонт жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

Годы

Общая площадь капитально отремон-тированного жилья, тыс.кв.м.

Объемы финансирования (млн. рублей)

всего

федераль-ный бюджет

республи-канский бюджет Чувашской Республики

местный бюджет

средства насе-ления

2008

13,4

40,2

24,12

8,04

6,03

2,01

2009

9,5

28,5

17,1

5,7

4,28

1,42

2010

7,7

23,1

13,86

4,62

3,47

1,15

2011

16,0

48,0

28,8

9,6

7,2

2,4

2012

10,8

32,4

19,44

6,48

4,86

1,62

Всего

57,4

172,2

103,32

34,44

25,84

8,60

 

 

Примечание.Сумма затрат определена из расчета средней стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади жилого помещения – 3 тыс. рублей в 2007 году и корректируется ежегодно с учетом инфляции.

 

 

 

Приложение № 2

к муниципальной программе «капитальный ремонт

жилищного фонда Ибресинского района

Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

 

Перечень
основных мероприятий по реализации муниципальной программы «Капитальный ремонт жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы» 

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения (годы)

Ответственные исполнители

1

2

3

3

Определение перечня жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в 2008-2012 годах

август 2007г

Администрация района

Разработка и утверждение муниципальной программы капитального ремонта многоквартирных домов

август 2007г

Администрация района

Принятие нормативно-правовых актов по:

- увеличению коммерческих организаций

коммунального комплекса до 80%; 

 

- увеличению доли многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья до 30%;

- формированию и государственному кадастровому учету земельных участков под многоквартирными домами;

- переходу на установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ по развитию системы коммунальной инфраструктуры;

 

 

      2007г.

 

 

 

      2007г.

 

 

      2007г.

 

 

      2007г.

Администрация района

------«-----

 

 

------«-----  

 

 

-------«----

 

Защита государственных инвестиций на реализацию программы в федеральных органах исполнительной власти

до 15 января ежегодно

Администрация района

Обеспечение          софинансирования мероприятий      программы      из              республиканского  бюджета   Чувашской          Республики:

8,04 млн. рублей    

5,7 млн. рублей    

4,62 млн. рублей    

9,6 млн. рублей    

6,48 млн. рублей    

 

 

 

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год        

Минфин Чувашии

Обеспечение          софинансирования мероприятий      программы      из              местного   бюджета:

6,03 млн. рублей    

4,28 млн. рублей    

3,47 млн. рублей    

7,2 млн. рублей    

4,86 млн. рублей    

 

 

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год         

Администрация

района

Обеспечение  финансирования мероприятий      программы за счет средств населения:

2,01 млн. рублей    

1,42 млн. рублей    

1,15 млн. рублей    

2,4 млн. рублей    

1,62 млн. рублей    

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год        

Администрация района

Капитальный ремонт многоквартирных домов:

13,4 тыс. кв. метров

9,5 тыс. кв. метров

7,7 тыс. кв. метров

16 тыс. кв. метров

10,8 тыс.  кв. метров

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год         

Администрация района

Информационное обеспечение хода реализации программы

постоянно

Администрация района,

Минстрой Чувашии

 

 

 

 

Приложение № 3

к муниципальной программе «капитальный ремонт

жилищного фонда Ибресинского района

Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

 

 

Система
индикаторов оценки социально-экономической эффективности программы "Капитальный ремонт жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики на 2008-2012 годы»

 

Индикатор

Факт за  2006 г.

Целевое значение на 2012 г.

ежегодное увеличение объемов проведенного капитального ремонта многоквартирных домов

 

доля многоквартирных домов, в которых созданы товарищества собственников жилья

 

 

3,7 тыс. кв.м.

 

 

 5%

 

10,8 тыс. кв.м.

 

 

30%